Восстановление и капитальный ремонт двигателя Daihatsu HD-E (Feroza/Rocky) и навесного оборудования
Найти заведомо хороший сервис по ремонту моторов в России - задача практически нереальная (если только ты сам не сотрудник сервиса). Совокупное мнение - мое и всех встреченных мной инженеров - если грамотные мотористы и есть, то им не выгодно хорошо делать капремонт. Так как это долго и дорого, и клиент не поймет за что с него берут в два-три раза больше, чем на соседнем сервисе, где делают за неделю.
Контрактные моторы - это платишь два килобакса, а потом привозят неизвестно что, и если что-то не устраивает, то альтернатива - ждать еще два месяца, пока найдут замену, и так может быть до бесконечности в силу того, что мотор - редкий. После изучения гарантий поставщиков контрактных моторов было принято решение о самостоятельном капремонте.
В качестве донора приобрел полумертвый мотор от Daihatsu Aplause и гору старого навесного от Feroza. Выпускной коллектор, кое-какие трубочки, клапан EGR и его мембрана, насос ГУР, крыльчатка вентилятора были взяты с мотора, который стоял на машине, при окончательной замене мотора на автосервисе.
Собирал двигатель дома, не торопясь, с полной дефектовкой всех деталей и почти по японскому регламенту. Вкладыши по соткам не подбирал, так как и постели и коленвал точеные, а ремонтном размере доступность размерных групп с шагом 0.01 ограничена. Старался находить разумный компромисс между детальным мануалом, здравым смыслом и толщиной кошелька.
Механическую обработку деталей сделал в компаниях "АБ-инжиниринг" и "МоторИнтех".
Купленный мотор-донор был убит некачестенным предыдущим ремонтом. Судя по состоянию герметика и цилиндров, он прошел после капремонта тысяч десять, но уже стучал:(. Постели КВ и РВ раздрочены, поршни стоят разных групп, крышки подшипников перепутаны, болты не той длины, половина резьб сорвана и т.д. - короче, типичный гаражный колхоз.
По результатам дефектовки были отремонтированы либо заменены следующие узлы [в квадратных скобках - что дефектовалось]
БЛОК
- коленвал - проточка до -0.25, полировка, прочистка масляных каналов, замена вкладышей
[биение шеек, диаметры и эллипсность шеек, состояние поверхностей под сальники, длина шеек]
- постели коленвала - занижение крышек на 0.02, расточка до 54.02
[диаметры, эллипсность. соосность отверстий и перпендикулярность оси КВ цилиндрам контролировалась в процессе механической обработки]
- шатуны - из десяти имевшихся геометрическую дефектовку прошло только пять. четыре использованных не обрабатывались.
[диаметр и ширина нижней головки, диаметр верхней головки. непараллельность осей (изгиб и скрутка)]
- цилиндры - расточка до +0.50
[диаметры в 6 точках, эллипсность, угол хонинговки]
- замена поршней (+0.50), пальцев и колец на новые (неоригинал, оригинальных колец в этом размере не нашел)
[диаметры поршней и пальцев, вес, диаметры отверстия под палец, ширина канавок под кольца, ширина колец, зазор в замках колец]
- верхняя плоскость блока - снято 0.07
[отклонение от плоскости]
- ремонт примерно десяти резьб в блоке (рассверливание под следующий размер с центрированием)
- маслонасос, один из болтов болтов маховика, сливная пробка, установочные втулки маслонасоса и корпуса заднего сальника - замена на новые
- прочистка масляных каналов, финишная мойка ультразвуком от остатков абразива
ГОЛОВКА
- одна из резьб постелей распредвала - подготовка отверстия и резьбы на координатно-расточном станке и ремонт пружинной ромбической вставкой (футорку не вставишь - слишком близко к поверхности постели)
- постели распредвала - занижение крышек на 0.02 и расточка до 27.00
[диаметры, эллипсность. соосность отверстий контролировалась в процессе механической обработки]
- распредвал - новый
[биение шеек, диаметры шеек, высота кулачков]
- все направляющие клапанов, и 12 из 16-ти клапанов - новые; обработка всех седел и 4-х б.у. клапанов
[диаметры стержней клапанов, внутренние диаметры направляющих, профиль тарелки, диаметры тарелок, длина стержня, перекос пружин, длина пружин, зазор ГРМ]
- плоскость головки - снято 0.15
[отклонение от плоскости всех трех привалочных поверхностей ГБЦ]
- коромысла - вставка втулок из бронзы БРАЖ 9-4, расточка до 19.50. оси коромысел - новые.
[внутренние диаметры коромысел, диаметры валов]
- финишная мойка ультразвуком и сушка отверстий под болты
- ремонт второстепенных резьб (рассверливание под следующий размер)
- ремень и ролик ГРМ, маслосъемные колпачки, две из семи установочных втулок крышек РВ - новые
ВПРЫСК
- чистка каналов EGR во впускном коллекторе с заменой заглушек и чистка самого коллектора.
- замена уплотнений форсунок, промывка форсунок под давлением. форсунки и рампа подошли старые.
- замена датчика положения дроссельной заслонки, очистка заслонки и ее корпуса
[работа датчика, работа температурного регулятора оборотов, выработка корпуса заслонки]
- проверка электрических параметров всех датчиков впрыска, выбор подходящих датчиков из кучи
НАВЕСНОЕ
- дефектовка термостата
[температура срабатывания, длина хода]
- переборка и смазка трамблера, замена крышки и уплотнения. после обработки постели N5 трамблер не входил в головку - пришлось подточить.
[проверка зазоры датчика Холла, работа вакумного опережителя, сопротивление между угольком и на свечами]
- проверка клапанов BVSV и EGR
- переборка вискомуфты с заменой рабочего тела на ПМС-10000, также сделал насечку на обойме ротора
- проверка герметичности и подшипника помпы
- паразитный ролик ГУР - замена подшипника
- генератор - взял 80-амперный Denso, в мастерской заменили щеточный узел, таблетку, подшипники, шкив. полумесяц переделал из Applause, нижнее крепление подошло от Feroza. ремень 780 мм, можно брать и 760.
Некоторые детали (помпа, стартер, обе шестерни ГРМ, маховик, сцепление, упорные полукольца, крепежные элементы КПП, мотора и навесного оборудования, трубки, термостат, свечи, крышка головки, шкивы, трамблер) успешно прошли дефектовку и остались старыми (из разных моторов). После обкатки (2500 км) протянул еще раз ГБЦ, отрегулировал зазоры ГРМ, сменил масло и фильтр.
Все подводные камни перечислять не буду, так как их было много:) вполне возможно, про что-то забыл написать.
Если соберетесь самостоятельно ремонтировать этот мотор, Вам пригодится технологическая карта (XLSX)
ПОТРАЧЕННОЕ ВРЕМЯ
покупка мотора и навесного (в разных местах, в несколько приемов) - 3 дня
покупка расходников, новых и универсальных деталей - 2 дня
разборка - 1 день
мойка деталей - 1 день
дефектовка - 2 дня
доставка деталей в механическую обработку (три места) и обратно, уточняющие приезды - 5 дней (+3 недели они были там)
мойка и дефектовка после обработки - 1 день
очистка коллектора, рампы и форсунок - 1 день
сборка блока - 1 день (вдвоем)
сборка головки - 1 день (вдвоем)
сборка впрыска и навесного - 1 день (вдвоем)
замена мотора на автомобиле (на автосервисе) - 2 дня
протяжка ГБЦ, замена масла, доводка и регулировка после обкатки - 1 день
ИТОГО 22 дня (по 5-9 часов) моего времени + три недели ожидания обработки. Я работал, особо не напрягаясь. Целенаправленно и в условиях мастерской получилось бы раза в полтора быстрее (при условии, что все делал бы один человек, и не менее тщательно).
СМЕТА
15 = б.у. мотор с документами
11 = б.у. навесное оборудование разное
29 = механическая обработка в АБ-Инжиниринг (запрессовка направляющих клапанов, правка седел, опрессовка ГБЦ, обработка плоскостей блока и ГБЦ, расточка и хон цилиндров, проточка КВ, запрессовка пальцев, дефектовка геометрии шатунов)
8 = механическая обработка в МоторИнтех (ремонт постелей КВ и РВ)
9 = завтуливание коромысел (из них 2 за бронзу)
9 = маслонасос
3 = оси коромысел
8 = распредвал
4 = все прокладки и сальники
2 = ремень и ролик ГРМ, ремни агрегатов
5 = вкладыши
6 = клапана
9 = направляющие клапанов
5 = поршни и кольца
3 = масло, антифриз, фильтры
5 = генератор 80A и его восстановление
3 = прочие детали (подушка, подшипник ролика, всякие мелочи)
8 = установка мотора на автомобиль
3 = футорки, установочные втулки, болты-шпильки-гайки, моющие средства, герметик, фиксатор резьбы, сломанные сверла и метчики и т.д.:)
3 = транспортные расходы (десяток поездок за запчастями, материалами, в мех. обработку и т.д.)
ИТОГО 148 тысяч рублей в 2011-м году. Дороговато получилось, но надеюсь, что ходить будет долго. Пока прошел 60 тысяч, из них ~15% по бездорожью. Масло не жрет, посторонних звуков нет, полет нормальный.
Home