Первые три дня ехал просто от А до Б, сворачивая с трассы только для ночевок. Ночью дождь, тепло, лесные дороги размокшие, что работает как дополнительный фактор защиты от нежелательных гостей. Связи нет уже в километре от трассы. Искать ночевку надо за 30-45 минут до захода солнца, тогда будет чуть более часа светлого неба для поисков и постановки бивуака. В первом приближении, когда едешь летом без компании, проблемы поиска места для лагеря вообще не существует. Воду я вез с собой (бак 40л), поэтому не был привязан к рекам. Иногда успевал поужинать засветло, но даже если и нет, никто не мешал сделать это в темноте. Но после этого в одиночных поездках делать решительно нечего. Спать рано, есть поздно, пить бессмысленно, все остальное темно. На третью ночь кто-то сгрыз растяжку палатки. А я ничего не слышал:)
Вдоль дороги через Северный Урал полно беседок, и раз в 50-100 км попадаются ремонтные эстакады. Но когда было два свободных дня перед паромом, конечно, ни одной не попалось. Так что заменил масло в лесу и вывез в канистре (работать неудобно, зато не на помойке). На заброшенном аэродроме Югорск-2 перебрал тормоз с применением металлорежущего инструмента, заточил сверла в гараже у случайного знакомого, и даже нашел в этом городке метчик редкого размера. При поиске места ночевки выяснилось, что не заводится бензопила; расчищал дорогу топором, пока светло. Как выяснилось на стоянке, все лишь соскочила трубочка с карбюратора.
Перед паромом решил цивилизованно провести день в Нягани, постоять под горячим душем без ограничений времени и поработать на ноуте в гостинице. Единственный ресторан помпезен, претенциозен и дорог, а еда в многочисленных кофейнях показалась даже лучше. И уж точно лучше солнечное помещение с видом на детскую площадку, чем темный задрапированный зал в стиле страдающего средневековья, озвучиваемый рэпом из двухметровых колонок. В самом городе Нягань шесть баров. Два закрыты по будням, один закрыт на лето, один сегодня полностью занят под Мозгобойню (что бы это ни было), один виртуален (есть только на картах и в путеводителях), и только в шестом мне повезло.
Переправа из Приобья в Салехард явила абсолютно однообразные ~500 км с видом на низкие заболоченные берега и серое небо, с отсутствием связи на большей части пути. Спать я предпочел в машине, несмотря на скрюченность, так как в салоне ходило, храпело и трепалось человек 15 (половина из них - дети), и пара пьяных взрослых. На Победе-2 44 машино- и 115 человекомест, людская часть заполнена наполовину, а автомобильная - полностью. В основном, жители ЯНАО возвращаются на нем из отпусков, билеты надо бронировать за пару недель, ходит раз в три дня. При общей каюте есть сортиры, ларек с отвратной едой, которую покупают только бомжи и дети (доширак, дешевые шоколадки, чипсы и т.д.), титан с кипятком, розетки для зарядки мобилок и три стола для еды. Но 29 часов пережить можно, это не 43, которые этот же паром идет обратно против течения. Так как связь есть только номинально, впервые за год я спокойно писал код за обеденным столом, не отвлекаясь на прочие задачи (для которых нужен Интернет) и на сериал из огромного настенного зомбоящика, истерично рассказывающий о страстях деревенского быдла на протяжении двенадцати часов. На этом фоне даже мультфильм про принцессу Эльзу, который включили около полуночи, показался отдушиной.
Надымскую трассу за четыре года ее существования вечная мерзлота превратила в полосу трамплинов, местами покрытую асфальтом. Что удивительно, на этих 200 км грунтовки без деревень повсюду есть Мегафон 4G. Плотность движения по дороге - одна-две машины в час, тем не менее, как и на Урале, регулярно попадаются беседки. "Сталинская" трансполярная магистраль (стройка 501, 1947-1953) на этом участке проходит параллельно трассе Ямал, между Салехардом и Надымом она не используется. Впрочем, учитывая отсутствие мостов, а кое-где и рельсов, использовать ее все равно можно только пешком. Со стороны Нового Уренгоя снесли все бывшие зоны, разъезды и мосты, и довели новую железку почти до Старого Надыма. К большинству объектов стройки 501 можно подойти (иногда подъехать), так как они не удалены более чем на 10 км от трассы. Из полутора десятков запланированных для посещения заброшек до двух не смог добраться, две представляло собой полностью уничтоженные огнем и природой руины, еще на пару не поехал, так как они все очень похожие, и посмотрев десяток, разумно ограничиться ими и не тратить дальше время. Две восстанавливают (разъезды Глухарный и Щучий), надеюсь, как культурные объекты:). Причем к Глухарному еще и строят автомобильную дорогу (2км от трассы). А то, что осталось от мостов этой железки, похоже на скелеты динозавров, выползающих из лесотундры под всеми возможными углами, и топорщащихся во все стороны своими ржавыми железками.
В полукилометре от дороги в сторону р. Ярудей мне попалось несколько хибар, гнилые вагончики и расслоившиеся фанерки с надписями "Баня" и "Кафе". Встречать вышла собака и престарелый мужичок, живущий натуральным хозяйством и бартером с редкими туристами на бывшей базе по обслуживанию зимника. Кажется, там даже нет электричества. Заночевал в нескольких километрах оттуда возле развалин очередного объекта системы ГУЛАГ. Ураган, из-за которого паром опоздал на два часа, а переправа в Лабытнанги была закрыта с неясными перспективами, продолжался. Ветер ночью был такой, что я опасался, что выворотит вековое дерево, к которому я привязал палатку. Зато унесло всю мошку! А заодно и миску при попытке ее вымыть. Единение с северной природой в отсутствии людей - как раз то, ради чего совершаются такие поездки, так что все замечательно:)
Самые интересные и еще не до конца развандаленные объекты стройки 503 находятся на восток от Нового Уренгоя (в сторону Игарки), но туда можно попасть только пешком или на вертолете. Я же повернул на юг с целью возвращения к цивилизации и испытал день сюрпризов. Сначала катался целый час по удивительному городу Тарко-Сале, где граффити и силуэты девушек за различными занятиями присутствуют почти на каждом доме (видимо, когда-то был конкурс муралов). А на ночь, после перекуса в какой-то деревне на улице Северного Счастья (так и называется) нашел для ночевки сказочную поляну, покрытую сухим ягелем километров на пять во все стороны. В целом, богатые северные города приятны на вид и "вкус". Пространства много, дети и подростки сами гуляют повсюду без присмотра, лица у них вполне счастливые. Правда из уст несется матершина, но это не мешает наслаждаться атмосферой. Надо бы еще съездить сюда зимой и посмотреть, сохранится ли это ощущение в постоянной темноте при -40С. Вокруг - хорошо сформированная городская инфраструтура и до фига "обогащенной среды" типа навороченных детских площадок, тренажеров, скамеек и пр. При этом выглядит все органично, естественно и совершенно без понтов, как в Москве или тем более на юге. В некоторых, местах, правда, золото чуть ли не из уличных кранов течет, например океанариум Когалыма, являющийся частью торгового центра, даст фору лучшим аналогам страны.
После Сургута дорога становится намного более цивилизованной (много кафе, заправок, зон отдыха, гостиниц). Все трое, кого я подвозил на трассе Ямал, были пожилыми, и двое из них - совершенно бедными. Молодые там, похоже, автостопом не пользуются. Темнота застала меня в 40 км от города, и впервые за эту поездку было тяжело найти ночевку. За полтора часа на всех съездах с трассы - болото, или трава выше моего роста, или грязнющие дорожки. В конце, чтобы найти хоть что-то, пока еще совсем не стемнело, рубился через лес по заросшим направлениям чьих-то охотничьих угодий (судя по башням-турам). Наутро оказалось, что к тому же месту вела укатаная лесная дорога, всего 500м от грунтовки. Но это просто джиперская классика!
На пути обратно разведал несколько заброшенных пионерлагерей, сохранившихся намного лучше, чем в густонаселенной центральной России. В Тобольске, куда ни сунешься, все закрыто: рестораны, музеи, даже кинодекорации - то съемки, то спецобслуживание, то просто работать неохота, то очередь на полчаса. Специально сделал крюк в Большое Сорокино в гости к знакомому владельцу такой же редкой машины Daihatsu Feroza. Его дом и образ жизни оказались оазисом жизни посреди деревенской скуки и пофигизма, можно было буквально ощущать расходящиеся от этого места волны энергии. Баня-шашлык-покатушки, и вот уже следующий день:) Напоследок этот мега-активный предприниматель из глубинки еще и организовал мне бесплатный автосервис.
Последний отрезок включал Башкирию, Чувашию и усадьбы Нижегородской области. Большинство усадеб пребывает в полном упадке, а одна - Подвязье - выкуплена и постепенно восстанавливается как туристический объект, несмотря на практическое отсутствие дороги и конфликт хозяйки с местными властями. В Чувашии найти хорошее место непросто, население плотное, и запомоенность природы высокая; даже с самой удаленной ночевки в бинокль видно две деревни. Но это было первое место вообще без комаров, где я успел поставить до заката стол с пивом, а также подготовиться к ночной фотосъемке звездного неба.
Маршрут: Москва - трасса M8 - Кострома - р. Томша * - Киров - р. Белая (Омутнинский р-н) * - Пермь - р. Большая Именная (Качканарский р-н) - Серов - Ивдель - Пионерский * - Югорск - Нагянь - Приобье [паром *, начало маршрута] - Салехард * - р. Ярудей * - объекты ГУЛАГ и ж/д мосты стройки 501 - Надым - Пангоды * - Новый Уренгой - Тарко-Сале - р. Харвъяха (Губкинский округ) - Когалым - р. Почекуйка (Сургутский р-н) * - Сургут [конец маршрута] - Пыть-Ях - р. Большой Маулень * - Тобольск - Большое Сорокино * - р. Черепашка (Заводоуковский р-н) * - Тюмень - Екатеринбург (объезд) - трасса E22 * - Спасо-Барда - Нефтекамский р-н * - трасса M12 - р. Ирар (Чувашия) * - заброшенные усадьбы Нижегородской области - Вязники - трасса M7 - Москва ( * = ночевка)
Итого в пути 21 день (ночевки: 15 в палатке, 4 в гостиницах, 1 в деревне, 1 на пароме), ~7500 км, включая 500 км на пароме и незначительное (<200 км) количество "пунктиров" и бездорожья.
Скачать GPS-трек и POI (координаты стоянок и достопримечательностей)--> (ZIP 1.3Mb)
бензин | 42.7 |
паром, переправы, платные дороги | 23.1 |
кафе (еда в дороге) | 20.9 |
гостиницы | 13.6 |
запчасти, шиномонтаж | 8.6 |
пиво | 5.0 |
еда и хозтовары (с собой) | 3.0 |
связь, развлечения | 2.1 |