Формат поездки. Изначально планировалось неспешное перемещение по несложным маршрутам с ночевками в палатке (иногда и во время доездинга - в гостиницах) в составе двух взрослых и ребенка на двух небольших внедорожниках. Поскольку трехлетняя дочка большую часть времени была не в восторге от походной жизни и сидения в машине, на пятый день решили разделиться, пока всем не стало "не в кайф". Этому способствовал и лопнувший после карабкания по камням вдоль реки Выг коренной лист рессоры на одной из машин. Я закрепил стяжками рессору, обеспечив возможность езды по относительно ровным дорогам, и проводил маму с дочкой до расстояния одного дневного перегона до Москвы. Заночевав в гостинице в Старой Ладоге (территория Абырвалг - все весьма поюзаное, но с неплохим колоритом; вокруг Шарики на цепях, лодки, покосившиеся сараи и задроченные гостевые домики), на следующее утро я поехал обратно на север, а они на юг. Моей следующей задачей стал сбор точек для потенциальных ночевок в будущих поездках (чтобы не тратить время на поиски места и не попадать в ситуации, когда уже темнеет, а подходящей стоянки все нет). В силу переиначивания формата поездки "на ходу" и недостатка собранной заранее информации, часть моего маршрута представяла собой жесткое "рубилово" по давно заброшенным направлениям и болотисто-лесистому бездорожью.
Доездинг/отъездинг. В этом году туристов вдоль дорог и в районе любых достопримечательностей прибавилось. Спрос на проживание превышает предложение, поэтому появляется много новых мотелей, представляющих собой необорудованные коробки без WiFi, где в номерах нет ничего, кроме кроватей, а на территории - ничего, кроме лестниц и коридоров (отсутствуют зоны питания и отдыха). В качестве характерного примера могу привести ботик Петра на Плещеевом озере и одноименный ресторан, который я помнил как одиноко стоящее строение и пустую парковку на таком же пустынном берегу. В этом году туда набилось больше тысячи автомобилей, по стоянке курсировали колонны отдыхающих, а вместо берега обнаружился платный, но тем не менее тоже забитый людьми пляж. На водопадах в районе Рускеала (запад Карелии) наблюдается не столь масштабная, но все же аналогичная картина (море народа на огороженных дорожках, как на экскурсии в Сочах). В отличие от предыдущих лет, когда не было М11, на старой ленинградке (M10) стало сложно хорошо поесть - полно кафе, но в основном, это - гадость (или мне так не везло, что после проверки десятка штук так и не попалось ничего приличного): засаленные столы, меню в виде листочка в мутном файле, мухи везде, еда как в плохой столовой и половины блюд еще и нет в наличии. Так что, если не запланировано бивуачное пиршество, или готовить самому не позволяет запас времени, лучше дотерпеть до относительно большого городка, потратить 10 минут на гугление и поесть в нормальном ресторане в стороне от трассы. Пока были эти городки, днем мы старались делать именно так, а когда городки закончились, обходились грибами, тушенкой и картошкой.
Ночевки/стоянки. Разведали полсотни потенциальных мест в Карелии и ранжировали их по пригодности для одно-двухдневного лагеря. Идеальной точкой нам представляется площадка у воды на краю поля или на опушке хвойного леса, удаленная от любых населенных пунктов не менее, чем на 4 км, и от дороги не менее, чем на 1 км. Вести к ней должна неиспользуемая или редко используемая дорожка (трелевка, просека, направление), для проезда по которой требуется потенциал внедорожника, но желательно без лебежения. Сложность преодоления "последней мили" отчасти гарантирует отсутствие на самой площадке помойки от предыдущих туристов и местных жителей. Несмотря на множество критериев, таких площадок в Карелии больше, чем достаточно. Когда еду один, я намного менее требователен к выбору места - в принципе, любой съезд, по которому можно удалиться в лес на полкилометра от дороги, меня устраивает. Тем не менее тоже старался искать безопасные точки с хорошими видами, чтобы в будущем использовать их в "семейных" поездках. Открытые пространства, обдуваемые ветром, для меня идеальны как место ночевки, даже если нет большой воды (помыться и приготовить еду можно, используя воду из бака). В этом контексте приз получает старая вырубка на холме в трех километрах от дороги Реболы-Кимовара - огромная, тихая, тупиковая (следовательно, не используемая), без леса, птиц и комаров. Можно вставать хоть прямо на дороге, никто не потревожит.
Дороги. В основном ездили по пыльным грунтовкам, срезая, где возможно, и соединяя концы по лесным колеям (сплошные черные на километровках / пунктиры на двухкилометровках). Иногда поиски верного направления среди лесовозных усов затягивались на полдня, а соединялись две дороги через 10-километровый участок с двумя-тремя бродами и километром-другим переползания через валуны. За исключением дороги на Пегрему, маршруты проходили по относительно сухой местности без заболотин, поэтому грязевая резина, блокировки, траки и лебедки почти не были востребованы, а проходимость упиралась в дорожный просвет и передаточное отношение понижайки. Строить мостки и укладывать фашины в этой части маршрута не понадобилось.
Вдоль асфальтовых дорог есть эстакады, как общественные, так и просто в деревнях. В Калевале ремонтировался на яме в заброшенном гараже (одни обломки стен и смотровая яма). В Кепе (Калевальский р-н) меня бесплатно пустили в гараж местного жителя, а другой помог сжимать доской пружину. Но из материалов и инструментов (вплоть до проволоки) ни у кого ничего нет. Причем не похоже, что "нет" именно для заезжего городского туриста; жители стараются помочь, но говорят, что "тут все давно сдали на металлолом и пропили". Иногда подвозил местных стопщиков от деревни до деревни, они примерно то же рассказывали - у кого хотя бы немного роликов в голове осталось, ездят на заработки в другие регионы России и обратно возвращаются на пару недель в году, а в полувымерших поселках - старики, пьяницы и гопота.
Пегремская засада. Вместо того, чтобы почитать заранее, как люди туда добираются, я ломанулся в Пегрему на машине в одно лицо. С другой стороны, я езжу в том числе за адреналином, так что все ОК:). Судя по количеству древесных завалов, которые мне пришлось распилить по пути, я продвинулся дальше, чем предшественники - километров на двадцать от последней деревеньки (Михеевой Сельги). Поначалу дорога была неровной (езда на первой пониженной), но относительно сухой. Примерно с середины пути неровности были скрыты под слоем грязи в колеях и заболотинах, но все-таки это можно было назвать хоть и заброшенной, но дорогой. Пока она была не промята колесами, проскакивал сложные места ходом, один раз лебедился вверх на выезде. За пять километров до Пегремы и через километр после пропадания мобильной связи я был остановлен заболоченным лесом шириной 200-300 метров. Невозможно запомнить такой длинный кусок, чтобы проскочить ходом, а сухих островков не так уж много. Но утром следующего дня препятствие еще не выглядело тем, чем на самом деле являлось, и когда стало ясно, что надо разворачиваться, сделать это было уже очень непросто.
В первое утро после ночевки перед засадой я сжег переднюю лебедку. В условиях погруженности машины в грязищу и того, что зависла лебедка в натянутом состоянии, снятие и установка силового бампера превратились в квест на правильную конфигурацию рук. Кроме того, у меня заканчивалась вода, а кипятить воду из болота пока еще не было прямой необходимости, так что я утолял жажду исключительно пивом, которого оставался целый ящик. Так или иначе, щеточный узел я заменил, и на следующий день приступил к развороту двумя ледебками. К этому моменту машина сидела в неком подобии ванны, по ширине не превыщающей собственную длину. Сначала я пытался срывать края "ванны" лопатой, но груженый зад на край не заходил, а только снова трамбовал бампером землю и загонял траки все глубже в грязь (вытащить их потом удалось лебедкой). В результате разворот потребовал целого дня, спиливания нескольких деревьев и пней, применения блока и постройки пятиметровой гати. И уже на выходе из последней заболотины в обратном направлении я почувствовал нехватку момента на колесах и чуть позже увидел пробулькивающий из-под воды дым. Cочетание физической усталости, шума лебедки и повышенных оборотов для эффективной работы генератора сыграло со мной злую шутку и, когда я наконец вылез на сухое место, диск сцепления был безнадежно сожжен.
Вновь поднявшись на пригорок, где была связь (в виде СМС), я начал искать возможности эвакуации. Хорошо, что не нашел, так как буксировка по такой "дороге" находится где-то между "невозможно" и "фатально для буксируемого". Зато на Колгострове нашелся человек (Сергей), у которого на заимке на восточном берегу полуострова Лиж стояла буханка без лебедки. На следующее утро я дошел туда 10 км пешком, а он на лодке, мы взяли ручную таль и сели в буханку преодолевать путь до места засады. Управились за три часа - в полтора раза дольше, чем пешком. Далее сделали ремонтную эстакаду из траков, очистили низ машины от центнера грязи и в четыре руки поменяли сцепление за день и полночи; запасной диск у меня был с собой. Тягать 80-килограммовую коробку передач в грязи одному мне было бы сложновато и физически и психологически. На следующий день выбраться обратно до заимки двумя машинами уже было проще; Фероза застряла единственный раз и была вытянута назад для второй попытки, шедшую второй буханку вытягивали лебедкой Ферозы. Эти несколько дней я жил прямо на дороге в 10 минутах ходьбы от засады (так как больше поставить палатку было негде), а питался на небольшом сухом островке посреди моря грязи. В следующий раз поеду на лодке из Уницы. Оказывается, год назад Сергей уже форсировал это болото на мотовездеходах, и тоже не прошел. Слева - его короткое видео про наше приключение (ссылка в Контакте).
P.S. Спутниковые телефоны системы Globalstar в России больше не работают - владельцы отключили российские станции сопряжения, представительство компании в РФ закрывается. Выяснилось это, конечно, именно тогда, когда в зоне без GSM-покрытия понадобилось вызвать помощь.
Москва - * - Вологда - Вытегра [начало маршрута]- оз. Купецкое * - Челмужи - (радиал в Сергиево) - р. Выг * - Валдай (оз. Выгозеро) - Сегежа * - Старая Ладога * (по трассе - провожаем вторую машину) - Москва (вторая машина) - Лодейное Поле - Кондопога - п-ов Лиж **** (радиал в Пегрему) - Кедрозеро - Тивдия - Медвежьегорск * - Кривопорожское вдхр. - Калевала * - Костомукша - Ледмозеро - Реболы - оз. Лексозеро * - оз. Шаверки - Суккозеро - Поросозеро - Суоярви * - вдп. Белые Мосты - (радиал в Рускеалу) - Сортавала - Лахденпохья - заказник Коммунары (р-н Приозерска) [конец маршрута] - Вырица - Москва ( * = ночевка)
Итого две недели и 4000 км, из них 1700 км доездинг до Вытегры и отъездинг из Приозерска. По Карелии асфальт/грунтовки примерно 50/50 и около ста километров жесткого рубилова по "направлениям".
Скачать GPS-трек и POI (координаты стоянок и достопримечательностей) (ZIP 1.0Mb)
гостиницы | 17.5 |
бензин | 25.7 |
кафе (еда в дороге) | 14.5 |
платные дороги | 4.0 |
еда, пиво, хозтовары (с собой) | 7.0 |
запчасти и инструменты | 3.4 |
помощь в ремонте | 21.0 |
связь, прочее | 1.0 |
мойка | 0.9 |