Как объект туризма Кавказ найдет множество поклонников. Здесь отвратительный сервис, когда из него делают бизнес, но при этом личные контакты с местными работают положительно. Людей на единицу площади больше, чем я привык, даже в горах, но с другой стороны, все люди, что нам попадались, были отзывчивыми, гостеприимными и бескорыстными. Из запланированных отрезков маршрута мы прошли три четверти, пожертвовав самыми сложными. Основная причина: двухлетняя девица задолбалась сидеть в машине, как следствие нагрузка на ее маму заметно возросла. Учитывая постоянный недосып мамы и недостаток у нее опыта горного вождения, а также опасения за техническое состояние машин, мы решили "не усугублять" и обходились, по возможности, без экстремального рубилова. По горам получалось около 70-100 км в день. При температуре за бортом выше +30, особенно на высоте более километра, перегреваются бензонасосы на обеих машинах. Обрызгиваем их из миникерхера, мочим тряпки, обматываем. Хватает на полчаса.
В Урупе договорились с охраной ГОКа, загораживавшего въезд, и поехали вдоль реки, чтобы было поинтересней, чем по дороге. После пересечения р. Себельда в тридцатый раз с вынужденными прохватами по ее руслу, стало уже *слишком* интересно. Вывалились с гор в военную часть, нас выпустили через КПП. Через пару километров порванный еще на камнях рычаг подвески окончательно развалился. Четыре часа ушло на полевой ремонт с поиском сварки в деревне Сторожевая и отвозом снятой детали туда и обратно. Старшина Виталий потратил полвечера, латая деталь, но денег практически не взял (только абсолютно символически за материал и углекислоту, которую мы использовали из его огнетушителя). Пока я ездил с рычагом в деревню, рядом с оставшейся Ферозой останавливалась каждая пятая машина - предлагали помощь.
Архыз, смотровая площадка перед Софийскими водопадами. Народу полно. Тропа для джипинга проходима на любой машине, но на кроссоверах получается очень медленно, и жалко машину. В конце дороги тусуются две сотни УАЗов, среди которых туда и едешь, ор, гам, менталитет 90-х. Если хотите погулять по горам, эти 30 км (туда-обратно) лучше проехать на одном их них - заплатив 4000 р., сэкономите больше за счет уменьшения износа своего автомобиля.
Домбай. Красивые горы, можно найти интересные ракурсы, не отходя далее километра от цивилизации, несмотря на обилие народа на верхних станциях канатной дороги. Длительных походов мы не совершали, так как если Алисе приспичит час ковыряться в какой-нибудь кучке у тропы или кидать камешки в ущелье, ее невозможно увести, пока она не перекидает все 10000 штук. В результате прогнозировать время нереально, а родительских компетенций недостаточно, чтобы решить вопрос без драк и продолжительных истерик.
Перевал ГумБаши +-20км. Есть асфальт, но лучше бы грунтовка. Прыгая на ухабах, доломали крепления обоих задних амортизаторов на синей машине. Заезд на плато Бермамыт возможен (в порядке увеличения сложности) с севера (Учкекен, очень долго), с северо-востока (Кичибалык), с востока (вдоль р. Хасаут), с юга (самый короткий, но с преодолением сошедшего селя). Для последних двух нужна сухая погода и, по-возможности, подготовленная техника и/или некоторый уровень безбашенности. За этот день, кроме немногочисленных видов на горы мы увидели обараненные холмы, сочетание ветра и непроглядного тумана, извилистые дорожки в никуда и бродячего верблюда.
К северо-востоку от Эльбруса наконец-то заночевали дикарем - в начале ущелья Шаокол. Ребенок, получив новые впечатления, бесится (как обычно), непрерывно шилохвосствует (как обычно), и проявляет признаки горной болезни. Дорога до Тырныауза в сухую погоду проходимая, тем не менее выматывающая, 56 км по камням на пониженном ряду раздатки. Мимо иногда проносятся пьяные эндуристы.
На Абай-су очень красивая дорога, но на самом водопаде в субботу толпа под сто человек, как на экскурсии в Сочах. После ур. Думала встречные путешественники сказали, что развернулись на засадном участке с перекосами рельефа под 45 градусов, а дальше по словам рубившихся там мотоциклистов все размыло селями. Проехали десяток километров, несмотря на риски, но наверху ливанул дождь, и мы развернулись обратно, чтобы успеть спуститься посуху. Вернулись через Чегемские водопады в Нальчик.
В Кармадонском ущелье дорогу с севера то ли размыло снова, то ли ее так и не достроили после лавины. Протянули грунтовку на протяжении километров двадцати вокруг старых тоннелей. Объезд через Даргавс имеет табличку "незавершенный объект, не является дорогой общего пользования, очень опасно, проезд запрещен". Но люди ездят, это нормальная горная дорога с перепадом высот около полукилометра.
В этом году обычным гражданам можно было выехать из РФ на машине только в Белоруссию, Абхазию и Южную Осетию. Раз уж мы все равно были рядом, решили осмотреть несколько южноосетинских абандонов, доехали по трассе в Цхинвал, вернулись через горы. Столица (пара тысяч частных домов, в основном двухэтажные) вполне хорошо отстроена после войны, чего не скажешь о пригородах. По всей республике много заброшек еще советского периода. В Цхинвале нашли местный пивзавод, работает он только на разлив. Пиво фигня, но нам это нипочем - взятое из Москвы еще не закончилось.
Обратно поехали через Калмыкию. Триста километров пустого шоссе через мутную взвесь в 38-градусном воздухе, перегреваются бензонасосы и мотор на подъемах, с ребенка ручьем течет пот, боковой ветер путает волосы, взрослые все одуревшие. Вознаграждением за это испытание стал город Элиста со своими известными дацанами, множеством расслабленных лиц и симпатичных девушек.
Два года - самый трудный для родителей возраст ребенка в поездке, когда он уже активно бегает, осваивает мир и настаивает на своем, но еще не достаточно разумен, чтобы не прыгнуть в реку или понять объяснение, что осталось подождать еще пять минут, и будет нормальная стоянка. Из-за неудобств, связанных с ловлей ребенка в дикой местности, гостиницы были для нас основным способом ночевки. Заранее ничего не бронировали, так как почти в любой деревне найдется человек, сдающий дом или хотя бы сарай. Хотя из-за высокого сезона, в который на Кавказ ломанулись те, кто не смог выехать в этом году за пределы России, иногда приходилось выбирать не наилучший из возможных вариантов. Либо единственный оставшийся вариант из более или менее приличных был представлен президентским люксом площадью 200 кв. м. Даже в относительно больших (более трех номеров) гостиницах, имеющих сайты в Интернет, стандарты качества сильно проигрывают тому, к чему привыкли "цивильные" путешественники по пятизвездочным отелям. Но свои задачи местные гостиницы выполняют, просто здесь так привыкли делать всё (от автосервиса до строительства зданий, включая и гостиничный бизнес). Кроме приготовления еды.
Чтобы не мешать друг другу храпом, мы старались снимать два или три номера, а чтобы не мешали вопли соседей, эти номера должны были, по-возможности, иметь тип "отдельные домики". Размер и внутреннее оснащение не имели принципиального значения, спать можно хоть в палатке на веранде. Но так, чтобы рядом никто не бродил, не бухал, не хлопал дверями и не смотрел телек! Т.е. по сути, чтобы в радиусе 25м вообще никого не было:). Естественно, эта идеальная картина была доступна не везде. Хуже всего в крупных городах, где сложно развернуться частникам. Так, в Карачаевске почти нет гостиниц; в курортных Таберде, Домбае, Кисловодске в августе все заняты.
На фоне всего этого, ночевки в палатках воспринимаются, как глоток свежего воздуха, даже с учетом того, что в горах холодновато и ветренно, а ровных незагаженных скотом площадок мало. Возможно, поэтому туристы ассоциируют в огромные когломераты, образуя палаточные города с музыкой, мусором, и прочими атрибутами большого скопления людей.
Отдельные замечания о конкретных местах (в том числе по пути туда-обратно):
Москва - Воронеж * - Ростов-на-Дону * - Армавир [начало маршрута]- Псебай * - р. Себельда - Даусуз * - р. София (Архыз) - Карачаевск - Домбай * - пер. Гум-Баши. - Кисловодск * - долина Нарзанов * - Кисловодск * - г. Бермамыт - ур. Джилы-Су - р. Шаукол * - Тырныауз - (радиал в Нальчик за пропусками) - нац. парк. Эльбрус * - г. Чегет & Эльбрус - пер. Актопрак - Булунгу * - вдп. Абай-Су - р. Чегем - Нальчик * - Беслан - ущ. Геналдон. - Кобань * - Даргавс - Кармадон - Верхний Феагдон - Мизур - (граница RU/SO) - Дзау - Цхинвал * - Сацхенет - Транскавказская трасса - (граница SO/RU) - Садон - Эльхотово - Прохладный * [конец маршрута] - Георгиевск - Элиста * - Миллерово * - трасса M4 * - Москва ( * = ночевка)
Итого 20 дней и 5300 км, из них 2350 км прямой доездинг до Армавира и отъездинг из Прохладного через Калмыкию. Из 2060 км упрощенного маршрута на горные дорожки и бездорожье пришлось около 600 км.
ночлег | 85.6 |
бензин | 68.7 |
кафе (еда в дороге) | 61.0 |
платные дороги, канатки | 23.8 |
еда, пиво, хозтовары (с собой) | 16.8 |
ремонты, запчасти | 10.5 |
связь, прочее | 6.3 |