"Островский причал" - гостиница на набережной Волги в Костроме, обладающая хотя бы какой-то необычностью. А именно, плавучая каркасно-щитовая конструкция, пропускающая звук во всех направлениях, включая храп, шаги, хлопанье дверей, телек и нескончаемый трендеж соседей. Зато железные кровати, "речное" оформление в стиле советского кино и вид на Волгу с балкона. Ресторан простецкий, но в километре по набережной нашли дуэт из пивных заведений "Дорогая, буду поздно" и "Кран-диван". Разливного пива там оказалось много, но в основном крафт недорогих пивоварен; зарекомендовавших себя известных мировых брендов мало. Пришлось взять проверенное бутилированное калифорнийское (то ли Founders, то ли другой аналогичной пивоварни).
В Галиче старинные торговые ряды используются по прямому назначению - для продажи ширпотреба. В радиусе пары километров от центра никакого особого русского духа не ощутил. Кроме того, из пяти ресторанов в городе работал один - кафе "Галич". Обстановка - как в столовой для дальнобойщиков. Услышав, что из четырех супов в наличии только один, и оценив внешний вид засаленного меню в полиэтиленовой пленке, решили, что лучше сами приготовим поесть где-нибудь на природе. Как и во все последующие дни.
Запланировали несколько заброшенных храмов в лесу, даром что они все похожи. Просто других заброшек в Костромской области очень мало. Так как у нас в этот раз всего одна неделя, постараемся не рубиться, если быстро не будет получаться. Проезд от ур. Мостищи в Свиньино не нашли и пять километров пешком не пошли. Дорога заросла еще лет двадцать назад, мост через Среднюю разрушен, брода нет. Но хотя бы до бывшего погоста в самих Мостищах добрались. Потыкались километров пятнадцать по лесовозным дорожкам и гатям вдоль просек, проехали через поселок-призрак Болотово и вывалились к Лопаревской дороге. Хоть из двух намеченных в этом районе точек смогли добраться только до одной, нашли две аналогичных других. Точки представляли собой полуразваленные храмы в лесу, в некоторых сохранились фрески. До ур. Свиньино решили не ехать (от дороги 3 км), так как глубина колей подразумевала лебежение, а было уже шесть вечера и могли не успеть на ужин и в баню в Осташевском тереме.
Сам терем прекрасен, русская баня тоже. Цена за простецкий "экоужин" 850 р./чел показалась несколько завышенной, а 8000 р. за стильный новый коттедж в ста метрах от терема - вполне оправданной. Коттедж нам по сути был не нужен, но комнаты в тереме были заняты на много дней вперед. Можно также поставить палатку на территории, поесть под навесом и воспользоваться душем. И да, алкоголь здесь, похоже, не предусмотрен, если надо - берите с собой.
Нашли еще один терем, Погорелово. Он не коммерчекий, наполовину восстановлен, хозяин адекватный, осмотру снаружи не препятствовал. Последние 200 м дорога такая, что быстрее было пройти пешком. Оказалось, что с востока есть дорога полегче, 4 км от грунтовки. Мы заходили с запада 7 км с двумя лебежениями и бродом через Вигу. Брод простой, но я ошибся и угодил в яму в самом конце, потеряли полчаса.
Решили ехать в Тотьму самой простой дорогой, через Судай и Иду. Это около 200 км приличных грунтовок, изредка бетонка, изредка стихийная колея. Отказались от части точек, чтобы успеть в съемный домик "Аляска" на окраине Тотьмы, но все равно час ехали уже в темноте. Эти последние 70 км - идеально новый черный асфальт без разметки. Из интересных объектов стоит отметить часовню с медными куполами в нежилом поселке Плосково. Три километра, отделяющие ее от дороги, в сухую погоду проходятся легко.
Вдоль лесных дорог половина деревень не то, чтобы брошенные, а скорее полуживые: два-три дома обитаемы, еще десяток - в разной степени развала. Обитаемость, кажется, слабо коррелирует с наличием электролинии, т.е. иногда в неэлектрифицированной деревне натыкаешься на вполне современную пасеку и автономное хозяйство, а иногда провода есть, а в домах - ничего кроме гнилых досок и бурьяна. Аутентичные для области резные наличники находили повсеместно, даже когда кроме пары обломков стен с окнами от дома ничего не оставалось.
Подтягивание колесного подшипника затянулось на два часа из-за улетевшего в траву стопорного кольца. Осмотрели несколько POI за 250 км. Около деревни Порог (Опоки), кроме слоистого геологического обнажения есть множество подходящих стоянок на берегу Сухоны. Но все-таки мы не стали терять полдня и поехали дальше; подходящее место для ночевки начали искать в шесть часов вечера. В том районе, куда мы к этому времени добрались - одни болота. Не найдя за полтора часа ничего хорошего, встали на лесоповале. Мокро, неровно, температура +5С, в целом все хорошо:)
В радиусе 20км от места ночевки обнаружилось множество мест с сосновым бором и прекрасными опушками, но утром они нам не были нужны. Всегда стараюсь избегать поисков места для палатки в темноте. Но сегодня нарвались именно на это - соблазнились удобно расположенной точкой в яндекс-навигаторе: "гостиница Никола". Путь в одноименное село занял непропорцинально много времени, так как дорогу будто бомбили - километров пятьдесят приходилось лавировать между выбоинами на скорости велосипеда, а также вытащить из кювета улетевшую легковушку. В результате, когда мы поняли, что никакой гостиницы в Николе отродясь не было, уже стемнело. После часа катания по дорожкам в близлежащих лесах среди канав и помоек позвонили в гостиницу в Мантурово и добрались туда за полтора часа, чтобы завтра ехать обратно. Я не имею ничего против "неспортивных" ночевок в поездке такого формата. Утром заморозки; после отковыривания от подвески десятка килограмм липкой глины хочется нормально помыться, и ночлег именно в палатке не являются самоцелью. Но за зимнее время круглый год, из-за которого в августе надо начинать искать место для лагеря в шесть вечера, хочется оторвать яйца придумавшим это депутатам. Медленно!
Днем исследовали целый агломерат заброшенных деревень в Павинском районе. Из домов вывезено абсолютно все вплоть до печей. Ездят туда только охотники на тракторах, так что радиалка на 7 км в сторону заняла у нас два часа, включая пять или шесть лебежений. Грязь скользкая, забивает МТ-шный протектор моментально, рельеф неровный, колеи по колено, иногда хаотично заваленные бревнами. Интеллигентно выглядящий и к тому же трезвый мужик с ружьем, которому мы распугали всю птицу воем лебедки и пониженной передачи, оказался вполне контактным, рассказал немного про окрестности.
В промзоне Мантурово основная достопримечательность - огромный биохимзавод. На большей части своих двух квадратных километров он разрушен почти полностью, причем целенаправленно, например из многоэтажных зданий прицельно удалены лестницы. Но несколько чанов с кислотными бактериями сохранилось, в некоторых даже есть ржавые обломки приводов говномешалок. Отдельные закоулки территории выглядят как свалка химической посуды, но сделанной из бетона в масштабе 100:1.
Урочище Княжая пустынь - спокойнейшее благодатное место. Два мужика потихоньку восстанавливают церковь, которая была в находившемся там ранее женском монастыре. Ближайший поселок, Советский - в пяти километрах, проезд только на внедорожниках. Дорога от цивилизации к самому поселку - в лучших местах грунтовка, в худших - такой асфальт, как будто на нем испытывали мины, причем на каждом метре.
С ночевкой в этот раз повезло - со второго захода нашли сосновый бор и просеку со сфагнумом, от дороги - 15 минут по лесу, и ни разу не застряли.
570 км до Москвы тяжело дались - много ремонтов, пыли, и в довершение сдох кондиционер. Как потом выяснилось, всего лишь соскочил провод с термодатчика, а я уж думал придется половину проводки перебирать после бродов. Из других технических моментов, требующих внимания - появился люфт в шаре нового оригинального рулевого наконечника, который я менял прямо перед поездкой. Вроде бы я ни на что не налетал колесом. Так что либо я нарвался на подделку, либо появился неведомый мне косяк работы подвески именно с одной стороны.
Общий вывод: поездка была вполне интересной и, к тому же, недорогой и не развалившей машину:). Но маловато... и дней, и рубилова.
Москва - трасса M8 - Кострома * [начало маршрута]- Галич - район Льгово - терем в Осташово * - терем в Погорелово - ур. Плосково (район Судая) - Ида - Тотьма * - р. Сухона - Лаптюг (район Кичгородка) * - район Пыщуга - Мантурово * - Ур. Княжая Пустынь (район Советского) - Абросимово (район Неи) * - Николо-Полома - Галич [конец маршрута] - Кострома - трасса М8 - Москва ( * = ночевка)
Итого 7 дней и 2460 км, из них 710 км доездинг до Костромы и обратно.
ночлег, баня | 19.9 |
бензин | 12.7 |
еда, хозтовары (с собой) | 3.0 |
кафе (еда в дороге) | 5.5 |
пиво | 4.0 |
связь, интернет, штрафы | 1.0 |
музей и пр. | 1.3 |