Автопутешествие в Ловозерские тундры и на г. Воттоваара
заметки, треки, карта

Фотоотчет об этой поездке находится здесь

   Впечатления
Text report 2019 #1
ремзона у коттеджа

Фотографии здесь только репортажные, "снимки красот" см. в Фотоотчете.

В этой поездке я попытался провести обкатку ребенка, не потеряв при этом драйва от прохождения нового сложного маршрута. Эксперимент, целью которого было выявить сложность, целесообразность и подводные камни путешествий автодикарем с маленьким ребенком, проводился в условиях, где в случае чего можно было "дать задний ход". Для этого мы запланировали базовый лагерь в деревне Уница на берегу губы на северо-западе Онежского озера. Территория "Кивиранта" представляет собой участок с четырьмя коттеджами, один из которых мы сняли на все время поездки. Используя этот новый дом с удобствами и сауной в качестве стартовой точки, мы совершили две радиальные поездки — простую с ребенком на Воттоваару тремя машинами и сложную в Ловозерские тундры без ребенка двумя машинами.

Так как 1100 км за один присест для 6-месячной девчонки проходится тяжеловато, во избежания запарок с поиском подходящей ночевки в условиях истерических криков со смыслом "я устала и хочу жрать!!!" по пути туда и обратно также забронировали съемное жилье (коттедж либо два соседних номера в гостинице). Гостиница в Волхове оказалось совковой наро-картонной коробкой для вахтовиков, а коттедж "Вежа" в Ферапонтово - прекрасным полностью оборудованным местом на частном участке.

Выехали в составе "трое взрослых + младенец" на более подготовленной двухместной зеленой и менее подготовленной четырехместной синей Ферозах. По пути туда ёкнулась коробка передач на синей, дотянули оставшиеся 700км на единственно работавшей четвертой передаче. Этот занимательный процесс также включал парковку у гостиницы с помощью буксировки другой машиной и прохождение 30-километрового грейдера перед базовым лагерем с несколько завышенной скоростью, так как на четвертой передаче при скорости менее 50 км/ч в горку машина едет очень неохотно. Полуфабрикат другой коробки на замену доставили Кирилл и Миша, выехавшие из Москвы третьей машиной и мотоциклом на сутки позже. Хозяин коттеджа Алексей оказался адекватным и рукастым мужиком, помог с заменой, кроме того у него нашлась таль для прецизионного позиционирования 80-килограммовой железяки при попадании первичным валом в диск сцепления. В четыре руки мы отремонтировали и поменяли коробку во дворе под дождем и импровизированным тентом за полтора дня. Тем самым мы сожрали почти весь запас времени, заложенный на ремонты, и выехали в радиалку на полдня позже. Как следствие, не уложились в "3 ночи и 4 дня", как планировали. После завершения маршрута компаньоны на второй машине поехали исследовать Терский берег, а я переночевав в мотеле в Зеленоборском (80 км от Кандалакши), вернулся к тем, кто оставался в лагере с ребенком. За три дня рубилова я так сросся с болотом, дождем и холодом, что этот мотель, кафе и ванна показались просто божественными.
Text report 2019 #2
перевал Геологов
Text report 2019 #3
участок хорошей дороги на Аллуайв

Я проложил внедорожный маршрут так, чтобы большая его часть была для меня новой. Начало - Ревда, конец - Умба, всего 250 км, на что было выделено два с половиной дня. Первой точкой был перевал Геологов, но ехали мы туда не по щебенке с севера, а по камням и верховым болотам с запада, т.е. практически от шахты "Самоцветная". Сама шахта выкуплена, охраняется, происходит демонтаж оборудования. По щебенке Ревда - г. Аллуайв можно двигаться 20 км/час, у нас по пунктиру получилось 10 км/ч. На перевале снег и туман, внизу замерзшее озеро, вокруг картина, "вставляющая" своей брутальностью и ни души в радиусе 20 км. Ради этого вида и ощущения сюда однозначно стоит приехать. Далее дорога растворяется меж камней, но остается направление, кое-где обозначенное ржавыми вешками. По нему мы буквально ползли на первой пониженной, переваливаясь с камня на камень. Этот участок вполне проходим на технике минимального уровня подготовки, но приходится передвигаться очень медленно, чтобы зацепы за валуны не оказались фатальными. Джип-триал продолжался 40 км на юг через г. Ангвундасчорр, скорость 7 км/час, средний расход 40 л/100 км, ушатывание ходовой - повышенное. Четырехкилометровый спуск с г. Свнгисчорр на "Дорогу тысячи ручьев", идущую вдоль Ж/Д насыпи в километре от восточного берега Умбозера - в ясную погоду вполне понятный, хотя и требует сосредоточенности, местами доходя до 30 градусов по каменным завалам. Далее шесть километров глины и заболотин по низине вдоль символической речки Тавайок. Все проходимо (одно лебежение + одно вытаскивание легкой машины более тяжелой), но встать негде ибо ровных мест нет, грязь воняет прогнившим илом, комары зверствуют. Примерно через километр после начала "американских горок" (вверх-вниз каждые 50м с амплитудой метров в десять) нашли для ночевки привлекательный сухой гребень за километр до "Тысячи ручьев". Продуваемость успешно компенсировалась заболоченным озерцом в 30 метрах внизу, поэтому из-за концентрации комаров воздух был скорее серым, чем прозрачным. Но ничего, разогнали их репеллентными свечками, заодно и суп нажористей получился:).
Text report 2019 #4
дорога Тысячи ручьев

Дорога тысячи ручьев мало изменилась за последние десять лет, являя собой предсказуемые 50 км камней и мелких бродов с хорошим дном. Только в южной части каменное крошево сменяется крошевом утопленных бревен и висящих на проводах огрызках электростолбов. По шпалам, выпирающим из насыпи, ехать даже не пытайтесь - там нет непреодолимых участков, но получается медленнее, неприятнее и невзрачнее с точки зрения видов - вокруг одни листья-ветки и изредка ржавый металлолом. Реку Кица пришлось пересечь по высоченному Ж/Д мосту (капитальному, бетонному, но узкому и без ограждений) - нижний деревянный мост выглядел так, как будто был готов проломиться даже под человеком. На этой дороге скорость 12 км/час, расход 22 л/100км, не застряли ни разу. Примерно такой же кусок после развилки до полузаброшенного Октябрьского, но там уже совсем без засад, дорога широкая, наезженная и неровная, можно переть через лужи и перелезать камни "на глаз", не останавливаясь для промеров.

От Октябрьского в Умбу ведет "Старая Кировская дорога", которую знают атласы и навигаторы. На протяжении ее 140 километров есть две брошенные и две полуживые деревни, а также огромный аэродром (осталось только само асфальтовое поле). Около бетонных будок со знаком радиации счетчик Гейгера показывает фон, меньший, чем в Москве. В последний год из-за прошедших испытаний грузовиков состояние дороги сильно ухудшилось, тяжелая техника разворотила гать, местами превратив ее в довольно сложное нагромождение препятствий. Местный в Инге рассказал, что этим летом богатый турист так засадил свой Унимог, что пришлось топать 8км в деревню. Печально, что узнал я это на следующий день ПОСЛЕ того, как нырнул, видимо, в ту же яму. Первые 35 км от Октябрьского можно ехать 20 км/ч, на дороге много камней, траектория между ними не ложится, приходится прыгать поверх них. Впрочем, попадаются и камикадзе, которые там носятся под 50. Ладно свою задницу не жалко, но ведь и машины гробят ни за что... Далее начинаются болота примерно до Инги, и в них та самая раздолбанная грузовиками гать с непрозрачными лужами. Промерять лужи надо обязательно, так как в них попадаются ямы до метра глубиной и скрытые бревна под всеми возможными углами (хотя и так ясно, что лучше потратить пять минут на промер, чем потом час на вытаскивание, после дороги с МЕЛКИМИ лужами выходить лень. Пока не влетишь в глубокую:) ).
 
Text report 2019 #5
первая в ряду засад
Text report 2019 #6
лагерь у дороги на Ингу
Мудовая резина Cooper STT гребет отлично, проблем по сцеплению с грунтом не было, но на Ферозе с 31"-ми колесами не хватает 25-ти сантиметров клиренса. На двухмостовом монстропикапе на 33"-х клиренса хватало, но ему было тяжело на A/T-шной резине при массе под три тонны, пришлось пилить ветки и строить альтернативную лежневку для объезда самого засадного места. К слову все деревца вокруг - не толще руки, заякориться толком не за что, капитальный стройматериал представлен только тяжеленными размокшими деревягами, которые можно выковырять из гати (если еще получится), тем самым довершив ее разрушение. В какой-то момент я решил объехать левой стороной по "берегу" и внезапно испытал уже слегда забытое ощущение, сопровождающее плюх правым боком в заполненную водой ямину. Но в этот раз я сразу вспомнил о стоимости фотоаппарата и перспективе спать в мокром спальнике, поэтому успел выкинуть большую часть намокаемого шмурдяка из салона, пока машина еще не заполнилась водой. Утопил только ящик с патронами и пульт от лебедки. Вытащили машину лебедкой пикапа примерно за час, уперев два бревна сбоку в багажник во избежание окончательного переворота. К сожалению, для прицепляния троса к нижней проушине в полуметре под водой мне пришлось лезть в болото в виде, особенно привлекательном для мошки. Вытянули, не заводится, после выворота свечей из цилиндров хлещет бензин, что позволило диагностировать постоянно открытые форсунки. Через час исследований добрались до напрочь мокрых мозгов, разобрали их, продули компрессором, просушили над плиткой. За время этого трехчасового ремонта стемнело, даром что за полярным кругом. Как только двинулись дальше, оказалось, что это препятствие - только первое на предстоящем участке. Несчастные шесть километров через болото мы рубились почти шесть часов по темноте, чтобы хотя бы где-то встать. Как только болото закончилось, встали прямо у дороги уже засветло, поспали несколько часов. В деревне Инга опробовать мост не рискнули, рядом местные показали брод: сначала 50 м вдоль правого берега до траверса выезда, затем под прямым углом поперек реки. Вода быстрая и прозрачная, валуны сантиметров по 30, сложные подъемы с обеих сторон, (на въезде песок 5м, уклон 40^; на выезде мокрый чернозем 20м, уклон 15^). Далее есть две альтернативы: по горе посуху, но с бродом через Муну, либо по зимнику внизу, но без брода. Выбрали зимник - показался более наезженным и на 250-метровке ГосГисЦентра он обозначен сплошной линией. До северной части Мунозера и брошенной деревни Восточное Мунозеро - несколько засадных мест с хаотичным бревнами; проехали без застреваний. Далее снова каменистая грунтовка. После поворота на запад в д. Вельмежка - 40км хорошо накатанной грунтовки, которую местные называют "автобан", можно ехать 40-50 км/час. Правда, иногда попадаются натуральные трамплины, после которых что-то мешает снова жать на газ:). Таким образом самый сложный кусок - два-три десятка километров по обе стороны от Инги. Так или иначе, я давно хотел это сделать. Раньше Старая Кировская дорога была намного лучше. Сотовой связи нет на всем ее протяжении, на широте 67+ градусов телефон GlobalTel ловил спутник около часа, с GPS и Глонасс проблем не было.
Text report 2019 #8
где-то в Ловозерах
Text report 2019 #7
стоянка у Воттоваары

Пока мы ездили в Ловозеры, прояснилась погода, и вторая радиалка на Воттоваару в полном составе прошла относительно гладко, несмотря на почти 400 км грейдера туда-обратно. По пути мы освоили кормление ребенка из баночек на раскладном стуле и прочие обслуживающие операции; научили девушку азам внедорожного вождения; дважды сунулись в оффроадные тупики с неподходящими стоянками; также я съездил на разведку и наконец нашел-таки дорогу на вершину. Но на нее мы уже не поехали, а встали большим лагерем у объездной дороги к западу от горы. На гору зашли за пару часов на следующий день (ребенок в рюкзаке, дубина в руках). Бывать здесь как минимум раз в десять лет просто необходимо для моего душевного равновесия! Попрыгали по камням среди винтообразных деревьев, растущих вбок, вниз, по спирали и даже завязанных в узлы. За полдня встретили не менее десятка других туристов - место становится популярным, уже тропа на вершину есть... По пути обратно оттрясли приемную трубу - взрослым многочасовой пердеж выхлопа вынес весь мозг, а 7-месячная Алиса этим звукам ПОДПЕВАЛА %).

Технические потери: Зеленая Фероза - привез в салоне два амортизатора из шести, порвал резинку стаба, намочил проводку во время купания, сломал один лист в рессоре. Синяя Фероза - заменил МКПП и оторвал приемную трубу от резонатора. Хайлакс разбортовался, погнул диск и оторвал крепление стаба. В целом приемлемо, не считая подставы с МКПП "на ровном месте".

Необычное наблюдение на заправке Роснефть в Вологде: после того, как "кот заправочный" запрыгнул в машину, пока я проверял масло, я положил ему полсосиски около колеса. Кот деловито пошел к заправщику, они вместе вернулись, кот подхватил зубами предложенную жрачку, и двоем они удалились за какую-то будку. Не иначе съели там на пару:)))

   Маршрут

Москва - трасса M11 - Волхов * - Уница ** - оз. Щучье (ст. Жемчужная) * - Ревда [начало маршрута, две машины] - г. Аллуайв - перевал Геологов - г. Ангвундасчорр - г. Свнгисчорр - дорога 1000 ручьев * - Пунча - Октябрьский - старая Кировская дорога - Инга * - оз. Мунозеро - Вельмежка - Умба (Медвежка) [конец маршрута] - Кандалакша - Зеленоборский * - Уница * - г. Воттоваара * [радиальная, три машины, с ребенком] - Уница * - Медвежьегорск - Вытегра - Ферапонтово * - трасса М8 - Москва ( * = ночевка)

Итого 12 дней и 4630 км (зеленая машина).
Радиал в Ловозеры (4 ночевки, зеленая+пикап): 1500 км доездинг/отъездинг (асфальт), 250 км маршрут.
Радиал на Воттоваару (1 ночевка, зеленая+синяя+пикап): 400 км доездинг/отъездинг (грейдер), 50 км лесной дороги, 10 км пешком.
От Москвы до базового лагеря в Унице 1150 км любым из двух путей.

Маршрут Карелия-Ловозеры 2019

Скачать GPS-трек и POI (ZIPped GPX-файл, 0.6Mb)

   Координаты ночевок
Aug 2 *
-
Волхов (гостиница 'Званка')
N 59°53'48" E 32°21'21"
Aug 3,4,9,11 *
+
Уница (коттедж 'Кивиранта'), базовый лагерь
N 62°35'32" E 34°28'04"
Aug 5
-
оз. Щучье (ст. Жемчужная, 0.6км SSE; Зеленоборский, 10км NW)
N 66°54'57" E 32°12'54"
Aug 6
+
р. Тавайок (г. Свнгисчорр, 6км SWW; до берега Умбозера 2 км W)
N 67°47'33" E 34°24'10"
Aug 7
-
р. Инга (Инга, 1км NW, у дороги)
N 67°09'55" E 34°20'56"
Aug 8
+
Княжая губа (мотель 'Зеленый Бор')
N 66°52'42" E 32°23'10"
Aug 10 *
+
г. Воттоваара (от вершины 2км W)
N 63°04'24" E 32°35'01"
Aug 12 *
+
Ферапонтово (коттедж 'Вежа')
N 59°57'12" E 38°34'13"

Координаты достопримечательностей есть в треке в виде POI. Легенда:
лес
,
поле
,
река
,
дом
, + (хорошая), - (плохая). * = с ребенком (полгода).
   Расходы (тыс. руб)
гостиницы и коттеджи56
бензин36
ремонт машин34
еда, хозтовары (с собой)14
кафе (еда в дороге)3
пиво5
связь и интернет2
платные дороги3
Итого 153 тыр. прямых расходов за 12 дней на трех взрослых и младенца в двух машинах. Третий экипаж, сопровождавший зеленую машину на внедорожном маршруте 5-8 августа, в калькуляции не учтен. В ремонт включены расходы на восстановление, совершенные после поездки. Не учтены косвенные расходы, связанные с износом машины и ее подготовкой, а также цена запчастей, запасенных заранее.
   Оборудование

   Подробный список использованного туристского оборудования ("что брать с собой") можно посмотреть здесь.


PlacesПрочее: путешествия JourneysФотография: поездки NatureФотография: природа

 Домой