Фотографии здесь только репортажные, "снимки красот" см. в Фотоотчете.
В этой поездке я попытался провести обкатку ребенка, не потеряв при этом драйва от прохождения нового сложного маршрута. Эксперимент, целью которого было выявить сложность, целесообразность и подводные камни путешествий автодикарем с маленьким ребенком, проводился в условиях, где в случае чего можно было "дать задний ход". Для этого мы запланировали базовый лагерь в деревне Уница на берегу губы на северо-западе Онежского озера. Территория "Кивиранта" представляет собой участок с четырьмя коттеджами, один из которых мы сняли на все время поездки. Используя этот новый дом с удобствами и сауной в качестве стартовой точки, мы совершили две радиальные поездки — простую с ребенком на Воттоваару тремя машинами и сложную в Ловозерские тундры без ребенка двумя машинами.
Так как 1100 км за один присест для 6-месячной девчонки проходится тяжеловато, во избежания запарок с поиском подходящей ночевки в условиях истерических криков со смыслом "я устала и хочу жрать!!!" по пути туда и обратно также забронировали съемное жилье (коттедж либо два соседних номера в гостинице). Гостиница в Волхове оказалось совковой наро-картонной коробкой для вахтовиков, а коттедж "Вежа" в Ферапонтово - прекрасным полностью оборудованным местом на частном участке.
Выехали в составе "трое взрослых + младенец" на более подготовленной двухместной зеленой и менее подготовленной четырехместной синей Ферозах. По пути туда ёкнулась коробка передач на синей, дотянули оставшиеся 700км на единственно работавшей четвертой передаче. Этот занимательный процесс также включал парковку у гостиницы с помощью буксировки другой машиной и прохождение 30-километрового грейдера перед базовым лагерем с несколько завышенной скоростью, так как на четвертой передаче при скорости менее 50 км/ч в горку машина едет очень неохотно.
Полуфабрикат другой коробки на замену доставили Кирилл и Миша, выехавшие из Москвы третьей машиной и мотоциклом на сутки позже. Хозяин коттеджа Алексей оказался адекватным и рукастым мужиком, помог с заменой, кроме того у него нашлась таль для прецизионного позиционирования 80-килограммовой железяки при попадании первичным валом в диск сцепления. В четыре руки мы отремонтировали и поменяли коробку во дворе под дождем и импровизированным тентом за полтора дня. Тем самым мы сожрали почти весь запас времени, заложенный на ремонты, и выехали в радиалку на полдня позже. Как следствие, не уложились в "3 ночи и 4 дня", как планировали. После завершения маршрута компаньоны на второй машине поехали исследовать Терский берег, а я переночевав в мотеле в Зеленоборском (80 км от Кандалакши), вернулся к тем, кто оставался в лагере с ребенком. За три дня рубилова я так сросся с болотом, дождем и холодом, что этот мотель, кафе и ванна показались просто божественными.
Я проложил внедорожный маршрут так, чтобы большая его часть была для меня новой. Начало - Ревда, конец - Умба, всего 250 км, на что было выделено два с половиной дня. Первой точкой был перевал Геологов, но ехали мы туда не по щебенке с севера, а по камням и верховым болотам с запада, т.е. практически от шахты "Самоцветная". Сама шахта выкуплена, охраняется, происходит демонтаж оборудования. По щебенке Ревда - г. Аллуайв можно двигаться 20 км/час, у нас по пунктиру получилось 10 км/ч. На перевале снег и туман, внизу замерзшее озеро, вокруг картина, "вставляющая" своей брутальностью и ни души в радиусе 20 км. Ради этого вида и ощущения сюда однозначно стоит приехать. Далее дорога растворяется меж камней, но остается направление, кое-где обозначенное ржавыми вешками. По нему мы буквально ползли на первой пониженной, переваливаясь с камня на камень. Этот участок вполне проходим на технике минимального уровня подготовки, но приходится передвигаться очень медленно, чтобы зацепы за валуны не оказались фатальными. Джип-триал продолжался 40 км на юг через г. Ангвундасчорр, скорость 7 км/час, средний расход 40 л/100 км, ушатывание ходовой - повышенное. Четырехкилометровый спуск с г. Свнгисчорр на "Дорогу тысячи ручьев", идущую вдоль Ж/Д насыпи в километре от восточного берега Умбозера - в ясную погоду вполне понятный, хотя и требует сосредоточенности, местами доходя до 30 градусов по каменным завалам. Далее шесть километров глины и заболотин по низине вдоль символической речки Тавайок. Все проходимо (одно лебежение + одно вытаскивание легкой машины более тяжелой), но встать негде ибо ровных мест нет, грязь воняет прогнившим илом, комары зверствуют. Примерно через километр после начала "американских горок" (вверх-вниз каждые 50м с амплитудой метров в десять) нашли для ночевки привлекательный сухой гребень за километр до "Тысячи ручьев". Продуваемость успешно компенсировалась заболоченным озерцом в 30 метрах внизу, поэтому из-за концентрации комаров воздух был скорее серым, чем прозрачным. Но ничего, разогнали их репеллентными свечками, заодно и суп нажористей получился:).
Дорога тысячи ручьев мало изменилась за последние десять лет, являя собой предсказуемые 50 км камней и мелких бродов с хорошим дном. Только в южной части каменное крошево сменяется крошевом утопленных бревен и висящих на проводах огрызках электростолбов. По шпалам, выпирающим из насыпи, ехать даже не пытайтесь - там нет непреодолимых участков, но получается медленнее, неприятнее и невзрачнее с точки зрения видов - вокруг одни листья-ветки и изредка ржавый металлолом. Реку Кица пришлось пересечь по высоченному Ж/Д мосту (капитальному, бетонному, но узкому и без ограждений) - нижний деревянный мост выглядел так, как будто был готов проломиться даже под человеком. На этой дороге скорость 12 км/час, расход 22 л/100км, не застряли ни разу. Примерно такой же кусок после развилки до полузаброшенного Октябрьского, но там уже совсем без засад, дорога широкая, наезженная и неровная, можно переть через лужи и перелезать камни "на глаз", не останавливаясь для промеров.
От Октябрьского в Умбу ведет "Старая Кировская дорога", которую знают атласы и навигаторы. На протяжении ее 140 километров есть две брошенные и две полуживые деревни, а также огромный аэродром (осталось только само асфальтовое поле). Около бетонных будок со знаком радиации счетчик Гейгера показывает фон, меньший, чем в Москве. В последний год из-за прошедших испытаний грузовиков состояние дороги сильно ухудшилось, тяжелая техника разворотила гать, местами превратив ее в довольно сложное нагромождение препятствий. Местный в Инге рассказал, что этим летом богатый турист так засадил свой Унимог, что пришлось топать 8км в деревню. Печально, что узнал я это на следующий день ПОСЛЕ того, как нырнул, видимо, в ту же яму. Первые 35 км от Октябрьского можно ехать 20 км/ч, на дороге много камней, траектория между ними не ложится, приходится прыгать поверх них. Впрочем, попадаются и камикадзе, которые там носятся под 50. Ладно свою задницу не жалко, но ведь и машины гробят ни за что... Далее начинаются болота примерно до Инги, и в них та самая раздолбанная грузовиками гать с непрозрачными лужами. Промерять лужи надо обязательно, так как в них попадаются ямы до метра глубиной и скрытые бревна под всеми возможными углами (хотя и так ясно, что лучше потратить пять минут на промер, чем потом час на вытаскивание, после дороги с МЕЛКИМИ лужами выходить лень. Пока не влетишь в глубокую:) ).
|
Пока мы ездили в Ловозеры, прояснилась погода, и вторая радиалка на Воттоваару в полном составе прошла относительно гладко, несмотря на почти 400 км грейдера туда-обратно. По пути мы освоили кормление ребенка из баночек на раскладном стуле и прочие обслуживающие операции; научили девушку азам внедорожного вождения; дважды сунулись в оффроадные тупики с неподходящими стоянками; также я съездил на разведку и наконец нашел-таки дорогу на вершину. Но на нее мы уже не поехали, а встали большим лагерем у объездной дороги к западу от горы. На гору зашли за пару часов на следующий день (ребенок в рюкзаке, дубина в руках). Бывать здесь как минимум раз в десять лет просто необходимо для моего душевного равновесия! Попрыгали по камням среди винтообразных деревьев, растущих вбок, вниз, по спирали и даже завязанных в узлы. За полдня встретили не менее десятка других туристов - место становится популярным, уже тропа на вершину есть... По пути обратно оттрясли приемную трубу - взрослым многочасовой пердеж выхлопа вынес весь мозг, а 7-месячная Алиса этим звукам ПОДПЕВАЛА %).
Технические потери: Зеленая Фероза - привез в салоне два амортизатора из шести, порвал резинку стаба, намочил проводку во время купания, сломал один лист в рессоре. Синяя Фероза - заменил МКПП и оторвал приемную трубу от резонатора. Хайлакс разбортовался, погнул диск и оторвал крепление стаба. В целом приемлемо, не считая подставы с МКПП "на ровном месте".
Необычное наблюдение на заправке Роснефть в Вологде: после того, как "кот заправочный" запрыгнул в машину, пока я проверял масло, я положил ему полсосиски около колеса. Кот деловито пошел к заправщику, они вместе вернулись, кот подхватил зубами предложенную жрачку, и двоем они удалились за какую-то будку. Не иначе съели там на пару:)))
Москва - трасса M11 - Волхов * - Уница ** - оз. Щучье (ст. Жемчужная) * - Ревда [начало маршрута, две машины] - г. Аллуайв - перевал Геологов - г. Ангвундасчорр - г. Свнгисчорр - дорога 1000 ручьев * - Пунча - Октябрьский - старая Кировская дорога - Инга * - оз. Мунозеро - Вельмежка - Умба (Медвежка) [конец маршрута] - Кандалакша - Зеленоборский * - Уница * - г. Воттоваара * [радиальная, три машины, с ребенком] - Уница * - Медвежьегорск - Вытегра - Ферапонтово * - трасса М8 - Москва ( * = ночевка)
Итого 12 дней и 4630 км (зеленая машина).
Радиал в Ловозеры (4 ночевки, зеленая+пикап): 1500 км доездинг/отъездинг (асфальт), 250 км маршрут.
Радиал на Воттоваару (1 ночевка, зеленая+синяя+пикап): 400 км доездинг/отъездинг (грейдер), 50 км лесной дороги, 10 км пешком.
От Москвы до базового лагеря в Унице 1150 км любым из двух путей.
гостиницы и коттеджи | 56 |
бензин | 36 |
ремонт машин | 34 |
еда, хозтовары (с собой) | 14 |
кафе (еда в дороге) | 3 |
пиво | 5 |
связь и интернет | 2 |
платные дороги | 3 |