Автопутешествие по Средней Азии
информация для путешественников, точки, карта
Ночевки
Из-за ограниченных возможностей машины по части съездов с дороги и поиска ночевок в поле, а также с целью экономии времени, на гостиницы пришлось больше половины ночевок. Отдельные наблюдения:
- На объездной дороге вокруг Казани мотель "Добрый Финн" (или "Старый Финн", не помню) порадовал персональной сауной в номере.
- Гостиница "Астам" (Костанай, KZ) - огромные вкусные порции, люксовый номер, мизерные цены.
- На западном берегу Балхаша есть места, пригодные для ночевок. Концентрация туристов - примерно один лагерь на 100 м берега. Ночью это не помешало каким-то уродам отплыть на моторке от берега и устроить там дискотеку.
- Единственное скрытное место у реки Сары-Джаз (KG), доступное для автомобиля, отделено коротким крутым спуском. За ночь дождь размыл этот кусок. Нам удалось заехать с разгона с первого раза, но не на джипе лучше не съезжайте. См. точку "пер. Ченашу".
- Около заставы на пер. Сарымойнок есть пара разваленных домов, пригодных для ночевки. Как только поставили палатку, начался дождь. К сожалению, единственное место, которое не нужно было очищать от коровьего дерьма, тут же залило. Укрывались и ужинали в этих домах в 200м от КПП.
- На хороший пляж на Иссык-Куль не смогли заехать из-за недопривода, встали над обрывчиком в километре от оживленного юртинга, привязанного к достопримечательности "мертвое соленое озеро". На самом мертвом озере (оз. Каракёль, на нек. картах обозначено как оз. Королёк) смореть нечего, если только там не купаться.
- Милиционер в Казармане ночью дал наводку на гостиницу (еда в юрте, туалет и душ во дворе, комната без света). В ней собрались все иностранцы, с которыми мы периодически пересекались на маршруте.
- Есть неплохая частная гостиница "Баяна" в центре Оша (через улицу от "Интуриста"). Воду выдавали в баклажках, так как ее по вечерам нет во всем городе. Еда вкуснейшая.
- В Мургабе есть пара гостиниц, постояльцы, в основном, англоязычные, номера - нормальные для такого удаленного от цивилизации селения, свет и вода с перебоями.
- После поворота на север от р. Пяндж пропустили темноту (не нашли места для ночевки) и два часа ехали в Тавильдару по перевалам, как по полосе препятствий. Гостиницы в Тавильдаре - грязные, вонючие, без стекол в окнах. В нашей, к тому же, третья кровать стояла на подставке для гроба. При этом с фасада, конечно, взирал и благославлял народ вездесущий бездарно отфотошопленный президент Рахмон.
- На стоянке огромного отеля в Душанбе Кирилл проснулся в 6 утра от того, что местный мыл нашу машину. Возможно, так выражается уважение к туристам:)
- В холмистой пустыне около п. Байсун легко укрыть палатку от ментов и посторонних взглядов. Звезд до черта.
Координаты ночевок:
(кроме ночевки неизвестно где после Уфы и ночи, проведеной на границе в Каракалпакии):
+ Казань ('Добрый Финн') | N55°55'02.1" E49°08'44.4" | |
+ Костанай ('Астам') | N53°14'18.7" E63°37'08.1" | |
Астана ('Жасамир') | N51°09'48.8" E71°24'42.2" | |
оз. Балхаш (г. Балхаш, 25км SWW) | N46°46'21.7" E74°39'01.6" | |
Алматы ('Салем') | N43°14'17.5" E76°49'36.6" | |
- п. Иныльчек | N42°01'33.6" E79°04'40.9" | |
пер. Мукачи (п. Иныльчек, 20км N) | N42°12'10.3" E79°07'20.1" | |
- пер. Сарымойнок (п. Барскоон, 25км S) | N41°55'36.9" E77°38'34.1" | |
+ оз. Иссык-Куль (Актерек, 3км NE) | N42°15'36.9" E76°44'18.8" | |
Казарман (мотель) | N41°24'18.3" E74°01'40.0" | |
+ Ош ('Баяна') | N40°31'21.3" E72°48'03.0" | |
|
- Мургаб ('Памир') | N38°10'28.7" E73°58'00.1" | |
+ Хорог ('Кивекас') | N37°29'31.5" E71°33'11.6" | |
? пер. Хабуработ (п. Сафедорон, 5км S) | N38°37'10.1" E70°43'14.8" | |
- Тавильдара (мотель) | N38°41'44.4" E70°29'02.3" | |
Душанбе ('Истиклол') | N38°35'17.4" E68°45'54.9" | |
+ русло Пульхаким (п. Янгиер, 5км N) | N38°02'17.8" E67°31'30.1" | |
+ Самарканд ('Камила') | N39°39'52.9" E66°58'20.8" | |
+ Бухара ('Хасан') | N39°46'22.5" E64°24'14.8" | |
- Хива ('Лали-Опа') | N41°22'48.4" E60°21'26.2" | |
Атырау ('Алматы') | N47°05'50.1" E51°55'32.5" | |
Большая Черниговка (мотель) | N52°05'08.6" E50°51'34.0" | |
|
Координаты достопримечательностей есть в треке в виде POI. Легенда: горы / пустыня
, река / озеро
, мотель
, + (хорошая), - (плохая).
Документы и границы
- Пропуска требуются для посещения приганичных районов Киргизии (в том числе для въезда через КПП "Каркара", но там у нас пропуск не спросили), для въезда в ГБАО и следования по трассе M-41, для посещения приграничных районов Таджикистана (в.т.ч. для выезда через КПП "Сариосиё"). На таджикско-узбекской границе в этом году пропуска проверяли "не глядя", тем не менее КПП "Жартепа" был закрыт, а КПП "Карамык" закрыт для иностранцев. Для более северных КПП пропуска не нужны.
- 40 км после границы RU/KZ (Троицк) - п. Карабалык: справа у дороги в гостинице можно поменять деньги, купить симку.
- Пропуска делает Умаржан Ессиддинов (фирма "Мундуз-Турист" - Ош, Курманжан Датка 124а, +996 772345000), он же выступает посредником и может дать полезную сопутствующую информацию для туристов по Кыргызстану и Таджикистану. Цены на комплект из трех пропусков составили ~150$ на человека, оплата вперед банковским переводом. Со сроками был пролет - нам выслали сканы всех документов буквально за несколько дней до выезда, заставив изрядно понервничать. Так что начинайте делать пропуска за полгода. Документы в ГБАО делает также Исмаил Конунов (г. Хорог, +992 935009947). Мы возили с собой распечатки, оригиналы пропусков у нас никто не спрашивал, но иногда просили оставить на КПП копию.
- КПП "Каркара" прошли за полчаса, очередей здесь обычно не бывает.
- Разрешения проверяли не на всех КПП. Перед п. Инылчек (КПП на мосту) - проверяли.
- На въезде в Таджикистан взимают таможенный сбор (30$, в зависимости от автомобиля) и ветеринарный сбор (6$), оба документа надо хранить до выезда.
- В Казахстане и Узбекистане требуется застраховать автомобиль (ОСАГО), это можно сделать у границы. Минимальный срок страховки - 15 дней, цена в Казахстане около 30$.
- В Таджикистане и Узбекистане требуется временная регистрация в трехдневный срок. Ны выезде из Таджикистана выяснилась схема отъема денег - при въезде пограничники говорят, что обязательную регистрацию отменили, а при выезде выясняется, что регистрация-таки была нужна (или на выезде разводят туристов, пользуясь устаревшими документами). Получение - ехать обратно в гостиницу и пытаться договориться там, либо регистрироваться в ОВИРе. Мы отделались взяткой таджикским пограничникам. Так что делайте регистрацию независимо от того, что вам говорят на границе. Регистрация представляет собой бумажку с датой и печатью, ее обязаны выдавать гостиницы, которым разрешено принимать иностранцев. Нужно ли после первой регистрации регистрироваться каждый день или можно сделать это снова через три дня, выяснить не удалось - все представители власти имеют на этот счет свое, отличное от других, мнение. Если узбеки будут спрашивать, где вы провели следующую ночь (после регистрации при отсутствии следующей регистрации), предположительно, их устроит ответ, что вы всю ночь ехали или чинили машину.
- На въезде в Узбекистан по дороге Душанбе-Термез (КПП "Сариосиё") вообще не было очереди. Тем не менее, досмотр машины занял пять часов - перерыли буквально все, включая данные на сменных носителях, системные папки, корзину и интернет-кэш на ноуте и т.д. Хорошо хоть консервные банки не вскрывали.
- На выезде из Узбекистана досмотр прошел быстрее, но в очередях потратили целую ночь и утро. Говорят, что на въезде в Каракалпакию люди стоят от одного до пяти дней. Переход около Ташкента - поорганизованней, но тоже загруженный. Граница в Каракалпакии - это совок в квадрате. Точнее даже не совок, а исход евреев в Америку в 30-х: полный бардак, огромные неуправляемые очереди, семьи из 20-ти человек, сидящие на тюках, все трясут какими-то бумажками, кто-то расположился на ночлег прямо на земле, кто-то делится едой с товарищами по несчастью, и над всем этим - пятиметровый железный забор с колючей проволокой. Какие-то проходимцы предлагают провести без очереди за 8000 рублей. Такая херня на границе перевешивает культурные ценности, природу и прекрасных людей в городах и селах - пока свежи воспоминания об узбекской таможне, больше в эту страну ехать не хочется.
- Провел три увлекательных часа, пытаясь оплатить штраф за непристегнутого заднего пассажира. Неоплата чревата непусканием в Казахстан в следующий раз. В банках штраф не принимают, так как у меня, как у нерезидента, нет номера ИИН в Казахстанской налоговой системе. Получение номера в номинале занимает три дня. Посылали от одного окна к другому в налоговом комитете, по-русски все говорят, но недостаточно хорошо, чтобы объяснить тонкости работы официальных сервисов, особенно с учетом того, что никто толком ничего не знает. В конце концов удалось выяснить, что штраф без ИИН можно оплатить в единственной организации - на Казпочте.
Дороги
(привел даты для оценки возможной скорости передвижения)
- 10.7 M36 от Троицка до Астаны - асфальт, после Костаная есть пара мотелей, не считая тех, что в самом городе.
- 12.7 Астана-Алматы - тоже неплохая трасса, за 100км до Алматы уже видны горы, что вселяет надежду, что скоро будет не так жарко
- 13.7 Каркара-Акбулак - очень неровный грейдер, для Toyota Hiace на пределе.
- 13.7 Дороги на юг от оз. Иссык-Куль и окрестностей - нормальные утоптанные грунтовки, иногда хреновый асфальт (например, "повышенная ямочность" вдоль р. Тугенаксу)
- 17.7 Северный объезд вокруг оз. Сон-Кёль непроходим для монопривода - потратили три часа, чтобы убедиться. Почти от оз. Орто-Токай и до хр. Сары-Кыр на подъезде к Джалалабаду - отвратительный трехсоткилометровый грейдер, очень тряский и пыльный. По пути около пяти перевалов, вид с которых компенсирует неудобства:)
- 19.7 от КПП "Кызыл-Арт" почти до Душанбе асфальт M-41 фрагментарен, больше похож на грейдер, чередуется с грунтовкой. Можно стравливать колеса на несколько дней.
- 20.7 Трасса от Хорога до Душанбе вдоль Пянджа - адский трэш, как застывшее штормовое море. На ней есть десяток КПП, проезд не затруднен - проверяют у всех паспорта, иногда пропуска в ГБАО.
- 21.7 После Калаихума путь через горы (мы ехали через пер. Хабуработ, п. Тавильдара, далее по северному берегу р. Обихонгоу) на 100км короче, чем вдоль Пянджа, но получается дольше по времени.
- 22.7 На север от Душанбе идет хорошее платное шоссе со множеством тоннелей (кто бы мог подумать, что я буду радоваться платной дороге - по ней хотя бы можно ехать, а не ползти!), сборы около 25 сомони в один конец, на пунктах оплаты - очереди.
- 25.7 По всем дорогам в Узбекистане мнгого постов, где менты вымогают деньги. Вплоть до того, что "вы здесь не проедете, потому что у вас микроавтобус, и мне плевать, что в СТС написано - легковой универсал".
- 25.7 От Самарканда до Бухары - населенная дорога: автосервисы, хостелы, засеянные поля; далее на северо-запад идет абсолютно прямое новое шоссе через пустыню.
- 29.7 До перехода KZ/RU в Погодаево хорошая дорога, в отличие от Озинок и Котяевки. Видимо, поэтому очередь из фур растянулась на пару километров. Прошли за два часа.
Преобладающие машины: юг Казахстана - Delica, Киргизия - двадцатилетние немецкие седаны, Таджикистан - дешевые китайские микроавтобусы, Узбекистан - естественно, Damas.
Цены и деньги
Курсы во время поездки
- KZ - 5.21 тенге за рубль. Рубли не принимают, но в банках можно поменять. Вдали от больших городов еда и жилье дешевые.
- KG - 1.05 сом за рубль. Рубли иногда принимают, обмен проблем не вызывает. Еда и жилье дешевые.
- TJ - 8.23 рубля за 1 сомони. Рубли никому здесь не нужны, обменять можно только в банке. Банк в Хороге напоминал сберкассу в 70-х - маленькое окошко в каменной стене, стихийная очередь, гроссбухи. Зато доллары ценятся, и их охотно принимают в гостиницах, ресторанах и т.д. Цены - примерно как в Москве.
- UZ - свободное хождение валюты запрещено, но гостиницы могут принимать рубли у иностранцев. Рыночный курс в полтора раза больше банковского (можно легко поменять у населения 90 сум за рубль против 60-ти у менял). Цены на жилье приемлемые, еда дешевая.
Цены на дизельное топливо (приведены к рублям)
- RU - 30-35 р.
- KZ - 20 р. Была фиксированая цена на всех заправках.
- KG - 35-40 р.
- TJ - 60 р.
- UZ - 50-60 р. В Узбекистане нередки ситуации, когда топлива нет во всем городе. Как правило, его можно купить у водителей грузовиков или сельхозтехники.
Расходы, тыс. руб.
пропуска (до поездки), документы, штрафы, взятки | 46 |
еда, пиво (в том числе купленные заранее) | 32 |
топливо | 30 |
гостиницы и ночлежки | 37 |
билеты в культурные зоны, сувениры | 6 |
подготовка машины (до поездки), запчасти | 18 |
восстановление машины (после поездки) | 21 |
сломанные гаджеты (ремонт/замена после поездки) | 29 |
прочее (включая ошибки подсчета) | 18 |
ИТОГО, 237 тыр. (три человека, 24 дня). Не учтены косвенные расходы, связанные с износом машины, который не привел к поломкам во время поездки.
Погода
- В Казахстане и в долинах погода - сауна, раскаленный ветер не помогает, температура в тени около 40º.
- В Киргизии, начиная от 2000м (т.е. почти на всей территории) - прохладнее. Ночные заморозки начинались от 3000м. Днем на перевалах около ноля. Снег на Терскей Алатау от 4000м, на Памире от 4500м.
- В Узбекистане к югу от Самарканда, в Бухаре и в Кызылкуме два дня держалась температура около 45º. После этого вечерние 38º казались приятной прохладой. Железная машина без кондиционера нагревалась, как консервная банка на костре. Приходилось иногда останавливаться на сиесту. Пешком передвигались буквально от тени к тени, казалось, что открытое солнце убьет (в прямом смысле ) за полчаса. У нас, не привыкших к такому климату, не получалось даже сделать глубокий вдох. В восемь утра уже +33º, на остановках обжигающий ветер перегревает организм быстрее, чем липкая жара в машине.
- В Кызылкуме попали в короткую пыльную бурю: песок летит горизонтально, на ногах стоять трудно - сдувает, температура +40º, видимость 200м.
У меня впервые появилась горняшка. Легкие признаки начались на 4000м. Ощущения ночью - как будто спишь вниз головой. Физическая нагрузка (семичасовой ремонт рессоры с использованием подручных материалов) на 3500м далась тяжело - один раз поднимешь рессору, а кажется, что полдня ее поднимал. Как въехали в Бадахшан - у всех приход, едем-смеемся, тоже, видимо, результат пониженного атмосферного давления:)
Заброшки
В средней Азии часто трудно провести границу между действующими и заброшенными объектами. Дома, в которых живут люди, иногда вполне могут сойти за руины. Наша поездка не была посвящена абандонам, но отдельные места стоит отметить:
- "Площадка 38" - одна из наиболее крупных заброшенных баз на Балхаше - выкуплена, здания разбирают на арматуру. По пути от Приозерска таких локаций штук пять, в основном полностью покинутые и сильно разломанные здания, внутри уже ничего нет.
- на Арал не поехали - мало времени и неподходящая машина. Говорят, на о. Возрождения есть дорога, на ней охраняемый КПП; на спутнике просматриваются какие-то колеи. Удастся ли договориться с охранниками, можно выснить только экспериментально. Если кто пробовал, дайте знать!
- в горах периодически попадались покинутые строения; наибольшая их концентрация была замечена вокруг завода в п. Иныльчек. Поселок наполовину оставлен, завод и прилегающие поселения оставлены полностью.
- лежащие вдоль Пянджа танки, упущенные в обрыв при эвакуации советских войск из Афганистана, уже распилены и сданы на металлолом, но обочины пополняются новыми экспонатами (грузовиками, кузовами и т.д.).
Небоевые потери
С начала лета в России сгущалась ситуация с тюнингом внедорожников и получилось так, что к моменту выезда карательная операция ГИБДД была в самом разгаре. Легального способа узаконить изменения наших машин пока нет, нелегальные способы - какие-то неоднозначные и стремные, вернуть машины в сток тоже невозможно - слишком много всего переделано. За неделю до поездки мы окончательно поняли, что если мы не хотим раздать весь наш бюджет на взятки, то надо либо отказаться от поездки, либо оставить дома подготовленные машины, взять то что есть - микроавтобус Toyota Hiace - и перепроложить маршрут под его возможности. За неделю Кирилл поставил снизу защиты и более или менее организовал внутренее пространство. На более серьезную подготовку не было ни времени, ни денег.
На Тянь-Шане перебирали лопнувшую рессору - переделали из УАЗовской, купленной в Иныльчеке. Кроме этого, 30-летний автобус порадовал нас незакрывающейся дверью, кучей дыр, через которые летела пыль, сломанной фарой, глюками датчика температуры и другими мелочами. Не успели мы порадоваться прохождению Узбекской границы, как лопнул торсион. Хорошо, что на обратном пути! Вставили костыль-отбойник, еще больше снизив проходимость. Уже после Самары сдохла коробка, последние 1000км ехали только на четвертой передаче. Даже налитое из краника на Самарском пивзаводе пиво выпить не успели, пока "летели на одном крыле". Но вернулись своим ходом и даже приобрели опыт торможения сбежавшего осла автомобилем.
Из-за китайского адаптера, подавшего 12В на USB, сдох один мобильник и навигатор. Последнее печально, так как топовых Гарминов с GPS+Глонасс больше не делают, а замена цепи питания в старом стоит больше нового навигатора. Мобильник с рацией тоже ремонту не подлежат - дешевле оказалось купить другой.
Планшет умер наполовину из-за "вытекания" части жидких кристаллов:). Но до конца поездки он дотянул, кое-как показывая карты среди черных пятен. Элемент Пельтье в ходильнике не выдержал работы в условиях жары, пыли и вибрации и превратился в теплопроводный блин за три дня до возвращения домой.
Мы не записали треки - основной трекер умер вместе с навигатором на третий день, резервные треки СACандроида стерли по ошибке узбекские пограничники, а Навител по невыясненной причине так и не начал писать трек, сколько я с ним ни бился.
Отдельные наблюдения
- Алматы (и окрестности) вдоль дороги, проходящей через весь город - огромный "шанхайчик", хаотичное движение, базарище арабского типа. Напомнило "Черкизон".
- В Кыргызских горах, особенно по дороге на Иныльчек, попадались поля, заполненные сотнями сурков и зайцев. Внимательный взгляд выявлял десяток зверьков, бегающих/сидящих/играющих через каждые десять метров. Наиболе ярко-окрашенные сурки околачивались в ничейной зоне между KG и TJ. Встреченных там же пограничников внешне сложно отличить от душманов - бородатые, с автоматами и в халатах.
- Ущелье Джеты-Огуз - вполне цивилизованное туристическое место: юртинг, проводники, катание на ослах, платный проезд и т.д. Цены по нашим меркам символические.
- Радиалка на пер. Суек (4100м) оказалась именно радиалкой, так как для кольцевого маршрута нужен джип. Сам перевал удивительно красив. По предгорьям идет ЛЭП и новая дорога, есть эпизодическое движение грузовиков с китайскими номерами.
- Иссык-Куль - слабосоленый, прохладный, имеет участки "дикого" берега, места для ночевок есть. К западу от него есть небольшое озеро Орто-Токай - безлюдное, с отличными пляжами и доступное с шоссе.
- Ущелье Сказка (платный въезд) - множество камней и скал причудливой формы, стоит посетить.
- Сулейман-гора в Оше наиболее интересна с обратной стороны.
- В Киргизии и Таджикистане много туристов на дорогах - на кемперах, эндуро, велосипедах и даже пешком. В основном молодые и англоговорящие, даже если это китайцы. Гостиницы в Казармане (KG) и Мургабе (TJ) вообще напоминали перевалочные пункты для иностранцев. Несмотря на ужасность трассы M-41, на ней много туристов из "первого мира". Таджикские дети худо-бедно говорят по-английски, продавая туристам еду. По-русски говорят только те, кому больше 30-ти лет.
- Переход из KG в TJ подчеркивает разительный контраст. До - цветущие луга, пастбища, яркие краски. После - безжизненная пустыня, марсианский пейзаж, ни души на десятки километров вокруг. Вокруг оз. Каракуль - прекраснейшая песчаная пустыня с редкими колючками; окружена горами.
- В пригородах Дашанбе и областных центров - явные признаки цивилизации, исчезают пикапы с вооруженными людьми и оборванные дети, женщины уже не моют ковры на асфальте. Стиль вождения, как и в глубинке - таджикский (все кладут на правила), движение громкое и хаотичное; полицеские, похоже, лично знают всех в своем районе.
- Парк Рудаки (Душанбе) - чистый, ухоженный, располагается напротив резиденции президента, приятная смена обстановки гарантирована.
- В Узбекистане есть интересная особенность - некуда выбросить мусор. Урны и баки начисто отсутствуют и в городах, и вдоль дорог. Весь ПТФ собирают и сдают бомжи. Возможно, и остальной мусор тоже - несмотря на то, что местные его кидают прямо на улицу, улицы относительно чистые.
- Самарканд трехъязычен - узбекский, таджикский, русский. Детей стараются отдавать в русские школы, есть конкурс. В Ташкенте наоборот - принципиально не говорят на русском.
- После поста Жаслык перебежавший дорогу фенек указал на огромный сверкающий город к северу от Каракалпакской трассы (на границе Аралкума и плато Устюрта), отсутствующий на картах. С учетом того, что придорожное кафе в 50-ти километрах ранее было заполнено сотнями китацев, предполагаю, что происходит завоевание Узбекистана путем инвестирования средств в секретные заводы.
- Спутниковый телефон нам понадобился ОДИН раз:). Почти везде, включая районы, удаленные от деревень километров на сто, была мобильная связь; в горах нужно было только переехать на нужный склон. Иногда приходили СМС "Добро пожаловать в Афганистан".
|
← KG TJ → |
|
Маршрут
Москва - Казань - Уфа - Челябинск - Костанай - Астана - Караганда - оз. Балхаш [начало маршрута] - Алматы - пер. Ченашу - Иныльчек - Каракол - ущ. Джеты-Огуз - ущ. Барскоон - пер. Суек - оз. Иссык-Куль - оз. Сон-Кёль - пер. Молдо-Ушуу - Казарман - Джалалабад - Узген - Ош - пер. Талдык - оз. Каракуль - Мургаб - хр. Ган - Хорог - р. Пяндж - пер. Хабуработ - Душанбе - оз. Искандеркуль - Байсун - пер. Тахтакарача - Самарканд - Бухара - Ургенч - Хива - Кунград - Муйнак - Жаслык [конец маршрута] - Бейнеу - Атырау - Уральск - Самара - Рязань - Москва
План маршрута и опорные точки (два GPX-файла, ZIPped).
В файле - как запланированные, так и отмеченные точки (poi). Если я встречал гостиницы там, где не ожидал их увидеть, иногда отмечал их, равно как и юртинги. Кроме точек, проведена примерная нитка маршрута (route).
Исходный план маршрута (легенда)
Опорные точки: проездные, официальные, красивые, достопримечательности, расстояние от предыдущей точки по дороге, ±5%.
M7 | | Москва |
M7 | 410 | Нижний Новгород (объезд) |
M7 | 380 | Казань (объезд) |
M7 | 260 | Набережные Челны |
M7 | 315 | Уфа (объезд) |
M5/E30 | 410 | Челябинск (объезд) |
E123 | 125 | Троицк |
E123 | 20 | граница RU-KZ |
M36 | 190 | Костанай |
M36 | 355 | Жаксы (альтернатива: Ауеликоль-Есиль-Жаксы / -10км. см. где лучше дорога) |
M36 | 355 | Астана (встреча) |
M36 | 220 | Караганда |
M36 | 135 | Аксу -Аюлы |
M36 | 200 | поворот на Бектауты |
| 13+13R | пещера Аулие, г. Бектауты |
M36 | 55 | Балхаш |
M36 | 160 | Приозерск |
| 35 | площадка 38 |
M36 | 455 | Алматы (объезд) |
А351 | 260 | Кеген |
A362 | 30 | Каркара, граница KZ-KG |
A362/364 | 35 | Ак-Булак |
A364 | 95+95R | пер. Ченашу – Иныльчек (завод и поселок-призрак) |
A363 | 40 | Каракол |
A363 | 20 | поворот на Джеты-Огуз |
| 20+20R | ск. Разбитое Сердце – вод. Девичьи Слезы - поворот на Джеты-Огуз |
A363 | 70 | Барскоон |
A364 | 30 | пер. Сарымойнок |
| 75+70R | пер. Суек – р. Карасай |
| 55 | ущ. Керегеташ – пер. Тоссор – поворот на A363 – ущ. Сказка
(или от пер. Сарымойнок обратно в Барскоон, см. состояние дороги) |
A363 | 65 | поворот на Кызыл-Туу |
| 13+13R | оз. Королёк |
A363 | 40 | поворот на Балыкчи (заправка, A365) (или объезд по A363) |
A365 | 50 | оз. Орто-Токой (+заправка) - Кочкор |
A365/.. | 65 | ск. Кенг Шуу |
| 55 | оз. Сон-Кёль (объезд по берегу с севера) |
| 40 | пер. Молдо-Ушуу |
| 35 | поворот направо до моста (по северному берегу) |
| 115 | Казарман (в 15км до Казармана мост. есть объезд через Ак-Тыл полностью с юга) |
| 95 | Таран-Базар |
| 45 | Джалалабад – арка Джалалабада |
M41 | 45 | Узген (кирпичная башня) |
A370 | 55 | Ош (Кумаржан-Датка 124A – получение пропусков) |
| <1R | парк Мээрим (пешком) |
| 5 | Сулейман-гора – мечеть+вид на Ош (<1R пешком) |
M41 | 85 | Гулча |
M41 | 95 | Сары-Таш |
M41 | 45 | Кызыл-Арт, граница KG-TJ |
M41 | 55 | оз. Каракуль (восточный берег)
(если есть поворот на дорожку на запад: 50+30R обратно срез по южному берегу Музкола) |
M41 | 55 | пер. Ак-Байтал (4655 м) |
M41 | 75 | | Мургаб (гост. Памир - регистрация в TJ ?) |
M41 | 75 | хр. Ган (10 км после Мургаба) – поворот на мавзолей |
M41 | 45 | оз. Сассык-Куль |
M41 | 70 | скульптура |
M41 | 130 | бот. сад. Хорог – Хорог (регистрация в TJ ?) |
M41 | 75 | Рушан |
M41 | 90 | дол. Ванч |
M41 | 85 | Калаихум (поворот от р. Пяндж на север) |
M41 | 35 | пер. Хабуработ |
M41 | 45 | южный берег Обихонгоу (5км после танка) - Тавильдара |
M41 | 100 | Комсомолабад – Обигарм |
M41 | 75 | Вахдат |
M41 | 20 | Душанбе (парк Рудаки) |
M34/.. | 95 | тоннель (20км до Такфона) – Такфон |
| 35+35R | оз. Искандеркуль – Сарытаг-Кончон (круг 5км) |
| 65 | объезд через горы (Анзоб-Колон +35 км, см. состояние дороги) - |
M34/M41 | 80 | Душанбе (объезд с севера) – поворот на Гиссар |
| 10+10R | Гиссарская крепость |
M41 | 45 | Турсун-Заде - Сариосиё, граница TJ-UZ |
M41 | 45 | Денау |
M41 | 120 | Дербент (регистрация в UZ ?) |
M39 | 95 | Дехканабад-Гузар(объезд) |
M39 | 170 | обсерватория Улугбека (Самарканд) |
| 5 | мем. Шахи-Зинда (<1R пешком) - (регистрация в UZ ?) – пл. Регистан (<1R пешком) |
| 10 | 2500 лет Самарканду – центр. парк (Самарканд) |
M37 | 85 | Каттакурган |
M37 | 195 | Бухара (центр –> архитектура -> крепостные ворота) – мавз. Самонидов (<5км) |
A380 | 110 | выезд на A380 (10км) - Газли |
A380 | 215 | южный край Кызылкум – вид. на р. Амударья |
A380 | 105 | мост через р. Амударья |
A380 | 15 | Ургенч (главная площадь) (<1R пешком) |
| 30+30R | Хива – старый город (<1R пешком) |
A380 | 85 | Мангит |
A380 | 70 | Нукус |
| 115 | Кунград |
| 95 | Муйнак – кладбище кораблей (2 точки) |
| 185+185R | развилка на о. Возрождения (КПП?) – о. Лазарева – о. Возрождения (4 точки) (возможно, обратно срезать на ур. Ульнентумсык, если нет, то через Муйнак) |
| 235 | мыс Актумсык – мыс Кеинчияк – в/ч (западный берег Аральского моря) |
| 190 | Жаслык (3 точки) |
| 175 | Каракалпакстан – граница UZ-KZ |
| 85 | Бейнеу |
| 220 | Кульсары |
| 125 | Доссор |
A27 | 105 | Атырау (объезд) |
A28 | 250 | Алмалы |
A28 | 270 | Уральск |
A300 | 60 | Мичуринское – Погодаево - граница KZ-RU |
A300 | 205 | Самара (пивзавод) – Рождествено (паром) |
| 135 | дорога вдоль газопровода (Жигулевские горы) - Валы |
E30 | 325 | Пенза (объезд) |
E30 | 285 | Шацк |
M5 | 170 | Рязань (объезд) |
M5 | 200 | Москва |
Оборудование
Подробный список туристского оборудования ("что брать с собой") можно посмотреть здесь.
Фотокалендарь
По результатам двух поездок в Среднюю Азию (2015-2016) продается настольный перекидной календарь на пружине, на любой год. Фотопечать, формат 22x15 см, цена 1024 р.
Домой