Оставляю разбивку по дням и информацию, бесполезную с точки зрения прикольности текста, но полезную тем, кто захочет проехать аналогичным маршрутом. Фотографии здесь только репортажные, природу и объекты см. в Фотоотчете.
После Казахстанской степи я подсознательно ожидал ежедневных поломок. Тем не менее, первый день прошёл без технических остановок, за исключением того, что бренчание крючков багажного тента вынесло мне весь мозг, так как я знал, что с каждым ударчиком от багажника отлетает ещё миллиграмм краски. Пока есть возможность, останавливаемся в мотелях для экономии времени и сил, а сэкономленное время тратим на посещение заброшенных заводов и промзон.
Свернули поискать место для ночёвки и засели на двухстах метрах. За три часа проехали 200м туда и 200м обратно, вторую половину целиком на лебедке. Вроде бы и уклон не слишком крутой, и колеи не слишком глубокие, но говны такие липкие, что ехать груженая машина никак не хотела. Выворотили несколько кубов грунта. Видимо, раньше нам, в основном, везло с погодой и мы особо не заморачивались, глядя на прогнозы. Теперь постепенно приходит осознание того, что если дальше будет также, то запланированный маршрут мы не пройдем. Дороги от Тотьмы до Визинги - где-то убитые, где-то - ровный асфальт, попадаются участки грунтовки. Появился звук выхлопа под нагрузкой, место не диагностируется. Фотографировать природу некогда, да и нечего - мокрый лес, грязные дороги.
Минус три часа на поиск неисправности выпускной системы и покупку в Койгородке того, из чего можно сделать прокладку. В Кожиме, наконец, закончился убитый асфальт, по грунтовке ехать намного приятнее (давление в шинах 1.5). Нашли в лесу отличное заросшее мхом и грибами место, потратив буквально полтора часа:-)
От Гайны до Кудымкара - ровный асфальт за исключением 30-километрового куска, который дорожники разворотили настолько, что нам иногда не хватало дорожного просвета. Даже в такой дыре как Кудымкар нашлась специализированная блинная! Далее чередовались участки идеальные и полностью убитые. На одном из последних встретили совершенно непуганого лисёнка. А вот с ночевкой не сложилось. На участке Кудымкар-Березники деревни стоят через каждые пять километров, съезды с дороги между ними представляют собой моря грязи, лес очень плотный, с густым подлеском и все напрочь мокрое. Начиная с семи вечера тыкались в эти труднопроходимые просеки, не находили ничего хорошего и ехали дальше. Последние полтора часа искали уже гостиницу в Березниках. Но они все оказывались или грабительские дорогими, или обычными многоквартирными домами, в которых идентифицировать сдаваемую хату в два часа ночи было нереально. Под утро нашли отличное место, которое использовали затем несколько раз ('Аэлита', полноценные новые квартиры за 2000 рублей в сутки).
Кошмаром научных работников являются пруфы статей, приходящие во время отпуска и требующие немедленного ответа. Но вы когда-нибудь слышали про пруфы из двух редакций, пришедшие в один день?! Причем одна из них еще требовала срочной оплаты. Так что, может быть и хорошо, что мы зависли в Березниках:-) Заодно починили выпускную систему, разделались с другими мелочами и наелись вкусностей в украинском ресторане.
Дождались вторую машину из Ухты (Олег Русских и Вера Тимошина на Тагере) к трем утра в каком-то поле между Березниками и Соликамском. Антикомариная свеча "Гардекс" не только не отпугивает комаров "в радиусе трех метров", как написано в инструкции, но и привлекает их так, что они тонут в расплавленном воске. Видимо, это и есть принцип ее работы.
Прорываемся через лежнёвки, глину и броды к Верхней Колве. От Ныроба до Валая есть дорога, но ехать по ней быстрее 20км/час крайне неприятно. После Валая есть лесное направление, кое-где улучшенное гатью. Для ночевки встали буквально в лужу, больше негде, все либо мокрое, либо сильно наклонено относительно горизонта. Вокруг бродят зайцы исполинских размеров.
Прошли за полдня еще 10км, посмотрели на вросшие в глину останки техники наших предшественников и, трезво оценив свои силы, повернули назад. В отличие от подготовленных или разведанных трасс, здесь имеется негативный психологический фактор - никогда не знаешь, кончится ли трэш, или после двух-трех дней рубилова мы упремся в непреодолимую преграду, и придется так же рубиться обратно. Мнения местных по поводу проходимости дороги до Трактовой разошлись - одни говорили, что там полная труба, а другие оптимистично заявляли "да вы пройдете, тут неделю назад на Уралах проезжали...". Днем и ночью шел дождь, иногда град. Надежда на то, что маленькие машины смогут объехать колеи, оставшиеся от лесовозов, по кромке леса, не оправдались. Глинистая колея почти метровой глубины превратилась в непроходимое препятствие, на котором машину кидало во все стороны, так что малейшая ошибка приводила к сползанию вниз и зависанию там под углом 45 градусов. Три раза рвали тросы, сломали дополнительную пружину подвески и сожгли провода на одной лебедке. К полуночи дотащились обратно до Чердыни и упали в мотель.
Российские запчасти ищутся в любой дыре и меняются за копейки. Вопрос с дополнительными пружинами решился за два часа - поставил на обе стороны от ВАЗ 2108. Переправа к поселку Красный Берег - только брод, из-за высокой воды непреодолимый. Зато нашли контакт, человека в Верх-Язьве, который возит туристов на Кваркуш на Урале, и он дал информацию по дороге через Колчим с северной стороны Язьвы. Вообще, год для этой поездки неудачный - за месяц выпала годовая норма осадков, дороги развезены, в разбитые колеи иногда человек может поместиться целиком, каждый брод задерживает на час, если он вообще проходим, ночью дубак, все время дождь и град. Да и Cooper S/T - резина малопригодная для мокрой глины.
До Кваркуша с западной стороны не дошли километров двадцать. Более или менее ехали до развилки Золотанка-Красный берег, и дальше несколько километров по полосе препятствий. Дальнейший путь за последние годы сильно разбит лесовозами и в плохую погоду отнимает непропорционально много времени. Трек 2008-го года, оставшийся от нашего знакомого, проходил прямо по широченному завалу бревен, в стороне от которого стоял Урал на вечном приколе. То ли 7 лет назад дорога была лучше, то ли было не так мокро. Но сейчас надо быть абсолютно упертым фанатом, чтобы туда ломиться. После того, как прорубились по лесовозным колеям два километра за два часа, решили не проворонить момент, когда экстрим превращается в пиздец, повернули обратно и вышли на Соликамск через Красный Берег. На Тагере только потек радиатор, но застревал он так, что проходящие мимо вахтовики задумчиво матерились и чесали репу перед тем, как приступить к полуторочасовому процессу вытаскивания Тагера из очередной ямы. Более легкая Фероза почти не застревала, но это не помешало ей потерять нижнее ухо амортизатора и пару проставок развала-кастора. Как могли открутиться болты крепления оси рычага подвески, я не представляю, но тем не менее, они это сделали. Снова сидим в Березниках, ищем сварку, сход-развал и альтернативный путь через Урал.
Криворукие молодые сходразвальщики мурыжили машину семь часов! Я это в полевых условиях делаю в три раза быстрее. Под конец пришел их начальник, навставлял всем, и они вообще впали в ступор. Ни мозгов, ни рук... Добрались только до Чикмана и встали на ночь на отличной земляничной поляне в 2км после него, а наши попутчики, видимо, настолько устали нас ждать, что заночевали прямо на какой-то помойке возле деревни.
ХЗ (выпал напрочь).
С боями прорвались до Верхней Косьвы (заброшенный поселок, неподалеку есть пара жилых хуторов). Средняя скорость - 2 км/ч, расход топлива - 60л/100км. Наиболее заковыристые остановки для лебежения доходили до полутора часов. Самый сложный участок - последние 7км перед Косьвой. Примерно половину девушки разведали пешком, но не получили определенности относительно того, есть ли там выход, или через 10-20 км тяжелейшего дрочива дорога просто упрется в обрыв или уйдет под воду. Так что ломились наугад. По скачанным заранее спутниковым снимкам проблематично оценить проходимость дороги, представленной едва заметной и периодически исчезающей светло-серой ниточкой на чуть более темном сером фоне. Спуски и подъемы проходить легче, чем ровные участки - на них камни и бревна, но хотя бы без продолжительных залитых водой заболотин. Всего прошли за день километров 35 и встали на подготовленной кем-то площадке на северном берегу Косьвы.
После брода через Тыпыл дорога похорошела и на ней даже появились следы обычных A/T-шных покрышек. На дороге - шесть бродов, в том числе сложные, но есть легкий объезд через север. От Кытлыма вообще отличная грунтовка. Желание нормально помыться, погреться и высушить шмотки пересилило походную романтику, и мы заночевали в понтовой гостинице в понтовом городе Ивдель. Там даже мусорные контейнеры художественно расписаны. Кроме этого, Ивдель имеет пару автосервисов и скальные выступы на берегу одноименной реки. Таким образом, Урал пересекли. Если знать заранее, куда едешь, и что ждет впереди, то задача не особо сложная. Нам адреналина сильно добавляла неизвестность - едешь и не знаешь, кончится ли эта жопа, в которой днем не столько едешь, сколько тянешь машину на лебедке, а ночью ее ремонтируешь, и если кончится, то чем. При отсутствии треков предшественников ориентирование по 30-летним генштабовским картам, невнятным спутниковым снимкам и противоречивым показаниям местных не дает уверенности в возможности пройти эти 200км за разумное время, не разломав машину.
Разболтался новый(!) оригинальный(!) маятниковый рычаг. Как это вообще возможно?! Проехали из Ивдели на север до Вижая, далее по пунктиру до Верхнего Вижая, где и встали. Отличный кедровник, тучи комаров, брод по фары. По информации от местных после Агириша дороги на Хулимсунт летом нет. Не стали терять время и проверять, сможем ли мы пройти там, где вахту пришлось вытаскивать ГТСками. Постепенно появляется ощущение отсутствия глобальной цели - большой круг замкнуть заведомо невозможно, едем неизвестно куда, неизвестно зачем. Хочется надеяться, что не для того, чтобы провести вечер под дождем в обычном поле, а на следующий день упереться в бесконечную кучу грязи и рубиться обратно.
Деревня Тохта представляет собой базу егерей, несколько человек там, как я понял, обычно есть. Спонтанно решились на незапланированную радиалку, но из-за недостатка информации не дошли до плато несколько километров. Дорога свернула на просеку, затем пошла по руслу ручья, отклонившись от направления, указанного егерями. Прокорячившись 30 километров через разрушенные переправы, камни, бревна и лужи по двери, развернулись и стали искать другую дорогу, как потом выяснилось, зря. Меня сбила с толку фраза одного из них, что "там на Шнивах спокойно проезжали". То, по чему мы ехали, можно проехать на Шниве только если предполагается там же ее и бросить, даже с водителем 80-го уровня. Либо это было художественное преувеличение, либо речь шла про другую дорогу. Броды и лужи не прошли даром - по дороге обратно пропала зарядка аккумулятора, изрядно заставив сыграть очком. С учетом потопа в подкапотном пространстве двух аккумуляторов хватает для питания зажигания, форсунок и бензонасоса примерно на три часа. Дотянули на аккумуляторах до Тохты, отдали на ночь мужикам на зарядку. Тем временем я научился вытаскивать генератор через проем, который меньше двух из трех размеров генератора, перебрал щеточный узел, подергал за все провода и разъемы, после чего зарядка восстановилась.
Выбрались к цивилизации, отмываемся в гостинице в Краснотурьинске.
По пути на Кваркуш вывалилась опора кузова (спецболт вылетел буквально на дорогу, хорошо еще нашли его) и потек дополнительный бензобак. Пока кузов не съехал с рамы, вставил опору с вырезанием фрагмента кузова для просовывания отвалившейся закладной гайки в замкнутую полость. Процесс происходил с помощью высверливания контура с последующей работой зубилом по колено в грязи под проливным дождем. Более сухого места просто не было. Задолбало! Пусть подготовленная и регулярно обслуживаемая, но она слишком мала для препятствий этого размера, и ей 25 лет. Хотя когда на два месяца экспедиций приходится полгода тотальной переборки, все более или менее работает.
Мы все-таки забрались на Кваркуш. Последние 5 км шли пешком по пересечёнке вдоль реки Жигалан и ее водопадов. Машину ломать, забираясь на ней на плато, не стали, да и вряд ли бы получилось быстрее. Так устали, что встали на ночь прямо у дороги среди других палаток, лая собак, воплей детей, пьяных издевательств над гитарой и прочих признаков цивилизации. Эта стоянка у начала подъема на хребет - обжитая, люди туда регулярно ездят с восточной стороны, грунтовка накатанная. Несмотря на шум и гам, утром выброшенный туристами мусор был досконально исследован медвежонком.
В хорошую погоду Серов производит впечатление тотальной расслабленности. И конечно, мы нашли в нем блинную:). Олег и Вера поехали домой в Ухту, далее едем одни и неспешно возвращаемся по возможности без борьбы с бездорожьем.
Круг в Сосьву оказался очень простым - в основном, асфальт. Как непривычно проезжать за день больше двухсот километров! Верхотурье и окрестности "оправославлены" по самые заборы, монастырь на монастыре. В самом городе - религиозно-туристическая инфраструктура, храмы и церковные постройки, в основном, в хорошем состоянии, многие действующие. Поля все мокрые и съезды заболочены, поэтому забрались по трелёвке насколько смогли на лесистый склон и встали прямо на дорожке среди бурелома.
Втопили за день 850км до Казани. "Навител" ведет только по кратчайшему маршруту, даже если это разбитая грунтовка, без учета возможной скорости. В нем маленькие кнопки, неудобные шрифты и нет настройки датчиков. Зато он нормально подписывает деревни и знает больше асфальтовых и профилированных дорог. А вот лесных дорог и топографии он знает меньше, чем "Гармин". "Гармин" удобнее в смысле интерфейса, но в нем (карты ДР ТОПО) вообще нет части дорог, а также половина точек битая. Особенно гостиницы - ведет в какие-то многоквартирные дома, где кто-то когда-то сдавал квартиру. Приезжаешь - все окна погашены, двери заперты. Подписывает бани, но при этом не подписывает названия городов:). В общем, для полноты картины нужны оба. На пересеченной местности "генштаб" и снимки не идеальны, но ни одна векторная навигационная программа их не заменяет. Таким образом, сложился оптимальный набор - отдельный навигатор с "Дорогами России ТОПО" плюс планшет с Навителом для дорог и SAS4Android'ом для растровых карт и спутниковых снимков.
Заброшенный Березовский кордон (к северу от Волги, на траверсе Чебоксар) оказался вполне крепким домом в лесу, брошенным лет 20 назад (судя по газетам с обложками для аудиокассет, наклеенным на стены). Грибов вокруг было столько, что собирали их практически из машины, не отклоняясь от лесных дорожек. В этот день погода была прекрасна:)
Москва - Ярославль - Вологда - Тотьма - Котлас - Визинга - Гайны - Кудымкар - Березники - Чердынь - [радиальная: Ныроб, Валай, верховья р. Кременная] - Красновишерск - Сев. Колчим - район р. Цепел - Красный Берег - Соликамск - Яйва - р. Косьва - Кытлым - Карпинск - Ивдель - [радиальная: Вижай, Тохта, район р. Бол. Тошемка] - Североуральск - [радиальная: хр. Кваркуш, р. Жигалан] - Краснотурьинск - Серов - Сосьва - Верхотурье - Качканар - Горнозаводск - Пермь - Казань - Нижний Новгород - Москва
GPS-треки и опорные точки поездки (1 трек = 1 день) (ZIPped GPX-файл, 1.2Mb)
бензин, масло, антифриз | 19 |
еда, питье, хозтовары | 15 |
кафе и рестораны | 15 |
мотели, стоянки, душ, переправы | 20 |
ремонты, запчасти | 11 |