Ресурсов на две большие поездки в год у меня не хватает, поэтому решили поехать весной на полторы недели без "рубилова". В качестве места назначения была выбрана область Мангышлак в западном Казахстане. Она включает плато Устюрта (полупустыня), меловые горы в нескольких местах, берег Каспийского моря. Из точечных объектов мы отметили нескольких древних развалин, покинутые кинодекорации "порт Абаста", одиночные горы с характерными очертаниями, долину колодцев и долину конкреций. Последняя представляет собой несколько десятков квадратных километров, заваленных каменными шарами, образующимися в результате ветровой эрозии. Выезжая в конце апреля, мы также рассчитывали посмотреть цветущую степь и пройти маршрут за неделю до того, как там соберутся толпы других джиперов.
Мы поехали двумя экипажами в составе пяти человек. Короткая увеселительная поездка обещала быть необременительной как по финансам, так и по времени, и не отвлекающей от основной работы. На деле она обернулась тотальным трэшем и десятидневной борьбой за выживание техники, а вместо работы в Москве пришлось месяц восстанавливать машину. Во-первых, я переоценил наши возможности касаемо скорости движения по пустыне, поэтому когда удавалось ехать, мы не ехали, а гнали, так как дома у двоих участников - завал работы и близящиеся дедлайны. Во-вторых, ровная на спутниковых снимках и фотографиях предыдущих путешественников местность оказалась состоящей напрочь из ям, зазубрин, обломков скал и хаотично распределенных колдобин. В-третьих, мой внедорожный опыт был заточен под другие климатические пояса, а в пустыне я был последний раз 20 лет назад. За относительно небольшой (1200км) круг мы не только вытрясли души из людей, но и "разложили" автомобиль. Все-таки тяжелые большие колеса на легкой машине больше рассчитаны на неспешное преодоление грязи, типичной для средней полосы, а на камнях мы чувствовали себя как в пустом Камазе. От постоянной вибрации детали отрывались, трескались, отламывались, перетирались, прогорали, забивались пылью и разбалтывались. Так как заложенных по программе ежедневных двух часов на ремонты явно не хватало, вставали мы в шесть утра, чинили, латали, и снова жали на газ. В довершение сломали хваленую тюнинговую рессору Dobinson (все листы пополам) в середине абсолютно безлюдного 180-километрового перегона по пескам. Вместо упругого элемента приспособили свернутую восьмеркой покрышку, найденную там же, мост зафиксировали стяжками для груза. Доехал до Москвы с этой самодельной подвеской, а также без части стекол и выпускной системы, с прохудившимися радиатором и водяным баком, с десятком вибрационных трещин в кузове и раме и с килограммами пыли, набившейся ВЕЗДЕ.
Тем не менее, общие впечатления - положительные. Нам повезло с погодой (+30 днем, +5 ночью), проблем по сцеплению с грунтом с сухой степи на легкой машине не было в принципе, тяжелая машина тоже везде выезжала своим ходом. Единственную в году неделю цветущей степи-пустыни мы застали и по горкам полазили. Из-за неровности рельефа и отсутствия отвлекающих факторов типа деревьев или людей красота ландшафтов "вставляла прямо в мозг". Поиск мест для ночевок был намного проще, чем в более населенных областях. Поскольку полупустыня неровная, всегда можно укрыться на ночь в складках местности или отъехать по азимуту до какого-нибудь пересохшего русла. Кроме очевидного преимущества скрытности, в таких местах менее ветрено. Расстояния между населенными пунктами - от 20 до 200 км, сами деревни небольшие. В поселках покрупнее есть шайхана, чаще всего загаженная, дорогая и с невкусной едой. Воду можно купить на насосных станциях, в бутылках на заправках. Все найденные нами по генштабовским картам колодцы оказались сухими, как и большинство ручьев.
Периодически на местности происходит перепад высоты, но поискав признаки дорожек в радиусе нескольких километров, почти всегда можно найти возможность заехать на чинк (неровный обрыв высотой метров 50). Скалы - известняковые, и автомобильные колеи постепенно проваливаются в них. Заезды на чинки и съезды с них, особенно около побережья залива Сарыташ, узкие, крутые и с большими кренами - в мокрую погоду могут быть сложности даже для специально подготовленной техники. Все развалины, обозначенные на картах - действительно развалины, т.е. эти объекты уже вряд ли можно назвать заброшенными. Скорее отсутствующими, так как от них остались только фундаменты и иногда обломки стен. Самая захватывающая местность, на мой взгляд - пески Тунесу, район горы Бакты и урочище Босжира. Босжира - каменистая полупустыня с очень неровной поверхностью, изобилующая скалами причудливой формы. В силу удаленности от туристических маршрутов, еще и безлюдная и не замусоренная. На участке Жанаозен-Босжира-Бейнеу, нет инфраструктуры и почти нет дорог, кроме протоптанных "направлений", так что запас топлива и воды рассчитывайте километров на 500 (неспешно - 2-3 дня с учетом остановок).
Существует трасса Атырау-Кульсары-Бейнеу-Шетпе-Форт Шевченко-Актау-Жанаозен, местами строящаяся, но в основном отличного качества. Ее можно использовать как базовую линию; интересные точки расположены в пределах 100 км от нее, за исключением южной части нашего трека и плато Устюрта. Флора представлена колючками, тюльпанами, ирисами; вокруг оазисов - полноценные рощи. Из фауны попадались суслики, сурки, орлы, пятнистые водяные ужи и черепахи. В некоторых местах концентрация черепах была такой, что внимательный взгляд в произвольном направлении выявлял десяток. Сельскохозяйственные животные (лошади, верблюды, овцы) помечены, хотя и бродят по степи сами по себе.
Возможные проблемы для путешественников: 1) Отсутствие ориентиров в некоторых местах. Точнее они есть, но их много и они похожи друг на друга. Зато спутники ловятся отлично. 2) Даже относительно ровные места имеют сюрпризы в виде ям и глубоких поперечных колей. 3) Дальше, чем в 30 км от трассы, нет мобильной связи. 4) Пыль, соль и ветер. Ветер иногда такой, что машину сдувает с домкрата. Соль местами мокреет и приходится жать на газ, чтобы не остановиться там, откуда потом не тронешься. 5) Топливо было отвратительным на всех заправках, что нам попались. 6) То, что нужно для ремонта, включая запчасти, склонные к неожиданному умиранию в условиях пыли и вибрации (бензонасос, подшипники колес, диск сцепления и т.д.), имеет смысл взять с собой 6) Взять достаточное количество воды в автомобильном путешествии, я надеюсь, не является проблемой:) Мы могли позволить себе даже мыться. Хотя водяной бак к концу поездки все же потек от вибрации.
Въезд в Казахстан на срок до 30 дней для граждан России безвизовый. Для ГАИ нужна страховка (у нас ее не спросили ни разу). ГАИшники в целом приветливые, здороваются с водителями за руку, цену нарушения называют от балды. Торг уместен и воспринимается нормально, можно снизить размер взятки раз в пять. Страховка и местные сим-карты продаются непосредственно перед границей, а для покупки тенге придется заезжать в город или договариваться с местными в частном порядке. Границу с западной частью Казахстана можно пересечь в трех местах - около Саратова (Озинки), около Астрахани (Котяевка) и где-то под Самарой. Самарская дорога - самая ровная, но и очереди там самые большие. Через границу запрещен провоз оружия, патронов, даже перцовых баллончиков. В Озинках и Котяевке мы потратили на границу по полтора часа. Но пришлось потерять часов шесть, болтаясь по невероятным колдобинам на участках Озинки-Уральск и Атырау-Котяевка. Второй из них еще и длинный, более 200 км. Вырванные с корнем крепления амортизаторов и рассыпавшуюся выпускную систему еще можно назвать ожидаемыми после такой дороги, но замкнутые кольцевые трещины в кузове вокруг точек его крепления к раме и кронштейнов навесного оборудования я увидел впервые.
Москва - Пенза - (Петровск*) - Саратов - Уральск* - (р. Урал*) - Атырау - (р. Жем*) - г. Аккергешен - Кырымкылтык - (район Майкомген*) - Бейнеу - долина колодцев - пер. Маната - Шетпе* - г. Шергала - долина конкреций - Абаста - залив Сарыташ* - вп. Жыгылган - (Караган, берег*) - оазис Тамшалы - Форт Шевченко - ур. Саура - Актау - (степь*) - Жанаозен - пески Тунесу - г. Бакты - ур. Босжира - плато Устюрта - (пустыня*) - Бейнеу - Атырау* - Астрахань - (Черный Яр*) - Волгоград - Тамбов - Москва (* = ночевка)
GPS-треки и опорные точки поездки (1 трек = 1 день) (ZIPped GPX-файл, 0.8Mb)
Потенциальные ночевки включены.
По результатам двух поездок в Среднюю Азию (2015-2016) продается настольный перекидной календарь на пружине, на любой год. Фотопечать, формат 22x15 см, цена 1024 р.