В связи с конференцией в Потсдаме летом 2011-го года и наличием в окрестностях Берлина большого количества заброшенных военных (и мирных) объектов было принято решение остаться после конференции еще на три дня ради расширении абандонской базы на территорию Германии. Систематическое исследование этой территории было продолжено осенью 2016-го года аналогичным образом, в рамках пятидневного дополнения конференции в Гюстроу.
Первым объектом стала заброшенная пивоварня Бэренкуелл. Территория приблизительно с двадцатью промышленными зданиями находится в 600м от метро Schoeneweide, к востоку от нее - еще одна заброшенная территория (склад под открытым небом). Оба абандона выходят своей задней стороной на реку Шпрее. Вход на пивоварню тривиален - через окно самого западного углового здания (Berlin, Schnellerstrasse 137). Судя по количеству граффити (на стенах, на ступеньках лестниц, на старых покрышках, на всем) место пользуется популярностью у местной молодежи, однако в час дня там никого не было. Планировка зданий - очень разнообразная, в некоторых сохранились столы, ящики с пивотарой, горы этикеток. В гараже и во дворе - несколько трупов автомобилей - от перевернутого Ландкрузера 80-х годов до Трабанта, из мотора которого прорастает что-то пластиковое. Зал на последнем этаже самого крупного здания проявил признаки обитаемости - скатерть на столе, журнал "Секреты пивоварения" 30-летней давности, сцена из старых поддонов и множество стеариновых свечек, установленных на кирпичах. Не иначе место сатанинских возлияний:).
Всего в трех километрах оттуда находится заброшенный парк аттракционов, обильно разрекламированный на абандонских сайтах. Увы, вокруг него по всему периметру образовался новый забор с многочисленными табличками (типа "частная собственность". стреляем без предупреждения;), а внутри между истлевшими макетами динозавров копошились группы рабочих. Есть мнение, что владельцы территории на ней же и живут. Возможно, стоило попытать счастья ближе к закату, но сил возвращаться туда из центра города после ежевечернего литра пива уже не было, тем более, что впечатлений, полученных в пивоварне хватило на целый день.
Посетить заброшенную военную базу Крампнитц в окрестностях Потсдама (сначала нацистскую, с 1945 - советскую, с 1985 - ничейную) предполагалось с применением прокатного велика. Эта груда металлолома в будущем еще доставит мне хлопот, но до забора Крампнитца довезла от метро Potsdam Hbf успешно. Сама база очень сильно заросла. С одной стороны это хорошо - никто тебя не видит, с другой плохо, так как ты сам тоже ничего не видишь, кроме ближайшей развалины и сотни деревьев. Офицерские дома сохранились хорошо, но внутри абсолютно ничего нет. Выезжая, красная армия оставила только унитазы и торжественные картинки на стенах. Где-то, говорят есть дом со свастикой на стене. не нашел... Зато нашел кинотеатр, оформленный по всем правилам советской пропаганды и увидел косулю, выпрыгивающую из того, что раньше было ремонтным цехом. После того, как был засечен автомобилизированным охранником, проезжавшем по одной из дорожек (совершенно не ожидал... что там охранять?!), я сделал вид, что не понимаю по-немецки ни слова. А он соответственно - по-английски:). Так что он просто довез меня около километра до выхода - до дыры в заборе.
Расстояние от военной базы до разломанной американской станции слежения Тойфельсберг примерно соответствует двум часам на велосипеде. Однако в середине пути железяка показала характер, выплюнув на дорогу нипель задней камеры вместе с соском. Стоит заметить, что эту неделю я болел, но не захотел отменять поездку из-за такой мелочи, как ОРВИ. Когда велик приподсдох, рюкзак уже казался вдвое тяжелее, чем он был на самом деле. Через полтора часа я доковылял на спущенном колесе до веломагазина, где можно было купить камеру. Ответ мастера на вопрос о цене и скорости замены (17 евро, два часа) заставил меня сдерживаться, чтобы не распугать русскоязычных посетителей велосервиса. Пришлось купить один универсальный ключ и заменить за полчаса самостоятельно, забортовывая покрышку авторучками и прочей ерундой. Ехать в намеченный на этот день туберкулезный абандон, ради которого и брался велик, не оставалось времени, а Тойфельсберг находился совсем рядом - всего 3км по прямой. На местности же оказалось, что эти три километра превратились в шесть, причем последний из них - все время в гору, которая становилась все круче и круче. Когдя я убедился, что профиль склона имеет форму экспоненты, и дальше велик можно разве что тащить на себе, до вершины оставалось метров 100. Затем еще 100 по наружной лестнице на одно из зданий, с южной стороны. Пиво, бережно завернутое в термоизоляционную футболку, дожидалось своего часа в рюкзаке и в течении дня не употреблялось. Как и другие жидкости. И вот тут у меня поехала крыша. Я видел только огромное палящее солнце, ступеньку перед носом, так как карабкался по лестнице уже на четвереньках, и иногда безоблачное небо, в корором проплывали металлические конструкции станции слежения. Добравшись до лестничного пролета, я четко осознавал единственную оставшуюся мысль: "Вот и все, тут я и подохну". Хотя подохнуть в таком романтическом месте уже неплохо. Но банка прохладного Хайнекена оказала поистине воскрешающее действие - я вновь обрел способность соображать, симптомы усталости и печаль немного отступили, и тоска прошла:) Даже сопли исчезли из носа, и горло перестало болеть. Предположение, что я уже в раю, не подтвердилось, так как периодически по лестнице проходили тинейджеры с пивом и/или альпинисткой снарягой. На крыше этого здания отлеживались исполинские грибы-дождевики холодной войны - натянутые на стальной каркас майларовые купола приемных антненн. Внутри них - замечательная акустика и опять же тинейджеры с пивом. Верхний купол - самая высокая точка Берлина и его окрестностей.
Следующий день был посвящен туберкулезному санаторию на берегу Грабоузее. Причем путь от метро Oranienburg, пролегающий мимо мемориального концлагеря Заксенхаузен, был проделан пешком из-за жабы, запретившей мне снова платить деньги за собранный из мусора велик. Весь день шел дождь, что однако не помешало переть 7 км по дороге до санатория, а потом продираться по другому берегу канала обратно. Признаки реконструирования (новый забор, рабочие) сконцентрировались у северной стороны, в которую, к сожалению, попала и башня крематория. Но с южной стороны, как потом выяснилось, даже нет забора - корпуса санатория постепенно растворяются в лесу. Из доступных примечательностей можно отметить десяток многоэтажных строений в аварийном состоянии, (включая церковь) и оригинальное граффити. Путь назад вывел на заброшенную железнодорожную ветку и закрытый мост-ферму через канал. Предположительно, если бы меня засекли на этом мосту, штраф мог бы быть убийственный, поэтому во время перебегания по нему мне виделись сцены из советских фильмов про войну, а мозг ожидал окрика Halt! ;). Альтернативой мосту был крюк километра четыре по мокрому лесу.
Три дня показали, что при надлежащей информационной поддержке в виде интернета и навигатора, а также регулярной дозаправке немецким пивом, даже больной научный сотрудник может освоить пять крупномасштабных абандонов в радиусе ста километров - по два в день минус обломавшийся Шпрее-парк.
Так как объекты в пешеходно-велосипедной доступности уже были изучены, в планировании следующей поездки было учтено, что конференция проходила в 200 км от Берлина, и я расстаивл точки вдоль дороги, соединяющей Росток и Берлин. Для реализации этих планов понадобилось взять в аренду машинку-пузотерку (заодно и по цивилизованным местам поездили). В Германии даже к таким объектам, как разбомбленные остатки бетонных бункеров времен второй мировой, есть дорожки, и идти пешком приходилось лишь последние километры. Плюсы автомобилизации маршрута состоял в том, что мы смогли посмотреть четыре объекта за один день и почти не зависели от погоды. Основной минус - необходимось на протяжении всего процесса быть трезвым, что несколько снижает эффект от созерцания эстетики распада. По этой причине, находясь в Берлине последние четыре дня, мы чередовали радиальные вылазки на полдня на машине и на целый день на метро.
Единственный солнечный день из почти недели, оставшейся после конференции, приходился как раз на наиболее насыщенное событиями перемещение от северного моря к столице. Первым объектом стала заброшенная привокзальная площадь в Фюрстенберге, окруженная с трех сторон зданиями, а с четвертой - озером. Вход на площадь возможен прямо с дороги с помощью отодвигания секции забора. Вокзал сильно разрушен, хотя сама железная дорога - действующая; элеватор с другой стороны площади сохранился лучше. Большое здание, в котором сохранилось несколько лестниц и перекрытий порадовало горами малярного оборудования и трехметровой деревянной клеткой, подвешенной под потолком на высоте седьмого этажа.
В 15 километрах от Фюрстенберга находилась советская военная база Нойтимен. Несмотря на предупреждения об охране, часть забора отсутствует. Как и на других подобных объектах, на спортзалы приходится примерно десятая часть всех зданий. В Нойтимен логическим центром километровой территории является, конечно же, спортзал, а складские бункеры расположены по краям за дополнительным рядом колючки. Некоторые из них не заварены, но внутри ничего нет, кроме сов и летучих мышей, о которых предупреждает табличка на двери. Сова действительно вылетела прямо перед нами из отверстия в стене.
Наиболее крупным посещенным объектом был военный городок Фогельзанг. Эту огромную территорию можно исследовать несколько дней. В силу удаленности от дорог она менее разрушена и не так загажена граффити, как остальные. Дороги есть, но все перекрыты шлагбаумами. При наличии карты дорога через лес от места, доступного для стоянки, до основной части базы занимает около 40 минут, периодически натыкаясь на огороженные ржавой колючкой агломераты развалин. Всего на территории около сотни зданий, включая военторг, школу, клуб, спортзалы, котельную, гаражи, казармы, и мозаичные панно, на которых Ильич благословляет солдат на подвиги. Особенно порадовала высоченная дымовая труба с балконом посередине, верхний конец которой загнулся вбок градусов на 15. Один из домов используется - выглядит как новый, и рядом стоит автомобиль. Мы решили не выяснять, живет ли там охранник всего этого хозяйства или кто-то самозахватил половину поля и дом. Родственным объектом можно так же посчитать бывшие подземные склады на сереро-западной окраине. Туда можно подъехать на машине, но кроме десятка бетонных площадок в лесу нам не удалось найти ничего интересного. В самом военном городке сохранилось оборудование в домах, изразцовые печи и множество советских агитационных плакатов и надписей типа "Воин! Вынос посуды из столовой подрывает мощь советской армии!". Некоторые санузлы напоминали картины Йерки своими ржавыми бойлерами и растущим из ванн папоротником. Из-за недостатка времени дальние рубежи базы, где находились склады оружия (в том числе атомных боеголовок, как пишет Викимапия), остались неисследованными, так что будет, чем заняться еще через пять лет.
На территории объекта "Корале", где во время войны находился штаб Кригсмарине, остался только главный подземный бункер и несколько бомбоубежищ. Главный бункер заварен и завален - мы нашли только бетонное навершие и дверь из пятисантиметрового железа. И даже она хорошо замаскирована, а участок леса, где она находится, окружен двойным рядом колючки и многочисленными предупреждениями о карах, грозящих любителям абандонов. Зато в радиусе километра есть пара полуразрушенных объектов, своей монументальностью соперничающих со скалами. Расстояние от лесного перекрестка, где можно оставить машину - около километра.
Возможностей в самом Берлине с одной стороны было меньше, так как любые объекты в городе обильно усеяны следами бомжей и панков, которые проводят там время. С другой стороны концентрация объектов больше, до них можно добраться пешком или на метро, захватив в собой рюкзак пива, и размеры некоторых из них позволяют забыть, что все находится в городе - кроме развалин, деревьев и травы, ничего не видно. Железнодороджная насыпь соединяет две заброшенные станции - Гартенфельд и Вернерверк. Первая из них после демонтажа путей использовалась как склад садовых скульптур, сейчас полностью заброшена и увита плющем. Также отмечу "Дом статистики" - полукилометровую офисную громаду, взиравшую своими до сих пор целыми окнами на Октоберфест на Александер-платц. Сейчас в нем живут цыгане, проникающие туда через окно во дворе.
Отдельного упоминания заслуживает локомотивное депо Панкоу - два десятка заросших и расписанных из баллончиков зданий на площади 300х150м, прямо около одноименной станции метро. Проникновение через дыры в заборе не затруднено, чем и пользуются местные неформалы. Основная достопримечательность - железнодорожнеый поворотный круг с ручным приводом. После небольшого исследования редуктора мне удалось включить передачу и убедиться в том, что круг работает. Снаружи зданий природа настолько гармонично отвоевала у человека железнодорожную инфраструктуру, что через два дня мы целенаправлено отправились туда пить пиво. Но во время второго посещения все время натыкались на панков и прочих местных детей. Оказалось, что на этот день там была запланирована нелегальная дискотека с принесенными вручную колонками, аккумуляторами, напитками, шприцами и прочим необходимым оборудованием. Некоторые бритые парни в косухах приходили на это мероприятие с пятилетними детьми:). Фотография довольно точно передает атмосферу перекрестка на пути из Фантазии в Страну Чудес, если верить указателям.
Координаты, другие фотографии и линки на описания этих мест на AbandonedBerlin находятся
на странице "Заброшенные объекты" в разделе "Германия" (см. год = 2011, 2016).
Прочее: заброшенные объекты |