Первый круг включал в себя Италию, берег Средиземного моря и восточную Францию (через многократно посещенную Австрию и южную Германию просто проехал насквозь). Оказалось, что в конце февраля найти гостиницу в Европе не представляет никакого труда. По крайней мере с навигатором, в который эти гостиницы заложены. Цены везде примерно одинаковые - 50-70 евро за номер. Шоссе в Италии и Франции платные, около 10 центов за километр. Обычные дороги бесплатны и ехать по ним интереснее, но получается медленее раз в пять. Днем я выбирал по обстоятельствам, а в темноте использовал в основном автострады, все равно смотреть не на что.
Первая остановка была в поселке Мария-Рентс у границы Австрия-Италия. Все объекты социального сервиса в центральной Европе (гостиницы, рестораны, бары, иногда даже заправки) поражают своей индивидуальностью. Крупные остановки делал в Венеции, Генуе и Монте-Карло. Найти место, не забитое туристами, в Венеции не удалось. И пицца там стоит в четыре раза дороже, чем такая же пицца в Германии, по крайней мере невдалеке от туристических троп. А кроме пиццы пожрать вообще ничего нет. Впрочем, это в определенном приближении относится ко всей Италии:).
Из Генуи в Монте-Карло ехал по маленьким дорожкам вдоль лазурного берега. Так как сезон для любящих полежать на пляже был неподходящий, вид из окна порадовал. Почему-то в этом районе очень много джипов, в том числе заляпанных грязью от крыши до колес. Монте-Карло напоминает один большой сверхдорогой отель. Видимо, те, кто там работает обслуживающим персоналом, не живут в городе (или даже в стране), а ездят туда из Франции или Италии - жилья дешевле, чем за полмилииона евро, там не предусмотрено.
Вернувшись в Германию облегченно поменял Рено Клио на Смарт. Для человека, привыкшего к мотоциклу, в Клио отвратительный обзор, особенно в заднюю полусферу. Это я ощутил на шкуре собственного бампера с помощью предательского низенького столбика, торчавшего из парковки в неподходящем месте. Смарт всем хорош, за исключением тугодумной коробки передач. Это автомат с возможностью ручного переключения. Видимо, в таком размере невозможно разместить хороший автомат: в обоих режимах при переключении передач происходит задержка до полсекунды, во время которой машина притормаживает. Страшно неудобно, особенно если надо быстро убраться с перекрестка. Иногда помогает сбрасывать газ и выжидать немного перед переключением. Ну и еще... он заднеприводный. В остальном машинка замечательная - отличный обзор, простота парковки, предсказуемое управление, много удачных нововведений по части эргономики. Удивительно, но при размере, позволяющем парковаться у тротуара ПОПЕРЕК, она весит больше 800 кг!
В процессе покатушек на Смарте по юго-западной Германии случайно заехал в какой-то смутно знакомый город. В результате короткого исследования выяснилось, что это Баден-Баден. Почтили русские корни города посещением пяти баров:). На холме в восьми километрах от города - огромный разваленный замок, по которому можно бродить часами. Вход свободный и в этот сезон там никого нет. Другие достопримечательности включали подземный лабиринт бань в Трире (опять же, развалины), один из первых готических соборов в Европе (тоже в Трире), и еврейское кладбище с могилами 11-го века в городе Вормс. Ну и, конечно, обильную еду, а вечером и выпивку во всех посещенных городах. Средний размер порции соответствует двух- или трехкратному размеру порции в московских ресторанах. Цены при этом везде приблизительно равны - 10-20 евро за обед.
Для второго круга был арендован кемпер, укладывающийся в категорию B (3300 кг). Однозначного мнения, что удобнее для путешествий по Европе (кемпер или легковушка+гостиницы) у меня не сложилось. Плюсы кемпера - не надо искать гостиницы (и платить за них), можно остановиться на любой стоянке у автобана или найти живописное место. Поиск более или менее живописного места, которое не является чьей-то частной собственностью, занимает те же 30-60 минут, что и поиск гостиницы:). Минусы - неудобно ездить по городам. Но можно оставлять на окраине, а дальше на велосипедах, благо два велика легко закрепляются на задней стенке, а один мы запихнули внутрь. Также труднее найти парковку, больше расход топлива, меньше скорость на автобанах. Если не подключаться к внешней воде и электричеству на специальных кемперных стоянках, вентиляторы отопления и периодический свет сажают батарею за одну ночь, а 100 л воды хватает для трех человек на пару дней (готовка, символический душ, слив сортира, мытье посуды). В марте не удалось найти ни одной работающей кемперной стоянки - в большинстве мест, где они были обозначены на гугл-картах, просто ничего не было. Воду брал на заправках, батарею заряжал дизелем, в целом доволен.
Из посещенных городов наибольшей аутентичностью обладали Нюрнберг и Будапешт. Хотя, возможно, это было связано с мрачной погодой. Центр Праги встретил меня снегом с дождем, и, несмотря на это, толпой туристов. Так получилось, что редчайший случай обильного снегопада в Чехии пришелся как раз на эту поездку. Так что основным времяпровождением в Пльзене (не считая ночного поиска проезда к берегу озера) было посещение музея пива и сопутствующих сервисов:). В Чехии ночевал под Пльзенем, на поляне рядом с Кутна Горой и где-то у края "поля Аустерлица", неподалеку от Брно.
Следующая большая остановка - Краков. Большинство зданий покрыто черным налетом по желтому камню, что создает характерный цвет города. Словакию я хотел просто проехать, но из-за узких дорог плохого качества, снегопада и гористой местности понял, что надо останавливаться (где-то в час ночи). В этот момент мы находились вместе с кемпером в Карпатах, снаружи -4С, вокруг сплошной снег. Наутро, проснувшись от холода, обнаружил, что отопитель отключился из-за падения напряжения в бортовой сети, и автоматика слила всю воду из всех баков, чтобы она не замерзла. Зато в Венгрии снега уже не было.
По сравнению С Германией, чешские, венгерские и словацкие деревни, как и окраины городов, напоминают одну большую свалку - те же привычные российскому глазу покосившиеся хаты, самодельные загородки, брошенные трансформаторные будки и т.д. Но люди, однако, общительные и приветливые. Цены на все раза в два меньше, чем в "капстранах". Особенно на пиво:). Езда на кемпере по забитым машинам узким улочкам Будапешта оказалась проверкой на вшивость, которую я таки выдержал. Только при движении задом в половине случаев приходилось посылать лоцмана пешком. Под конец я освоился и проехал за день 1000 км до дома в Гейдельберге. Последние 150 км продирался через нескончаемый ремонт дороги, постоянно обгоняя фуры. Эти полтора часа вымотали меня больше, чем вся предыдущая дорога.
Маршрут 1: Гейдельберг - Штудгарт - Ульм - Кемптен - Иннсбрук - Мария-Рентс* - Венеция - Брешиа - Пьяченца* - Генуя - Монте-Карло - Гап - Гренобль - восточная Франция* - Безансон - Фрайбург - Карлшруэ - Гейдельберг*** - Баден-Баден - южный Шварцвальд - Пфорцхайм - Вайнгартен - Гейдельберг* - Вормс - Трир - Кайзерслаутерн - Гейдельберг (* = ночь)
Маршрут 2: Гейдельберг - Нюрнберг - Пльзень* - Прага - Кутна Гора* - район Брно* - Острава - Краков - Доновали (Карпаты)* - Банска Бистрица - Будапешт - Дьор - Ситтендорф* - Зальцбург - Мюнхен - Штудгарт - Гейдельберг (* = ночь)