день 1: Чтобы избежать трассы Москва-СПб решил ехать в объезд через Ржев, Селигер и Старую Руссу. Не заморачиваясь с поиском места, подъехал ночью к берегу в районе Сиговки, где год назад было отличное место для привала. Теперь оно было заставлено палатками через каждые 50 метров.
день 2: В Старой Руссе оказалось всего два доступных для нахождения заведения, где можно поесть - столовая при магазине и кафе. На ночь удалось найти закрытую ото всех ложбину на краю пшеничного поля где-то между Любанью и Мгой. Коммерческие дрова, купленные по 5 рублей за килограмм, горят намного лучше, чем все, что можно найти в лесу в такую погоду.
день 3: Весь вечер упорно прорывались на северо-западный берег Ладоги по пунктирным дорожкам. Проехав за два часа 15км, повернул обратно, причем сам процесс разворота занял около часа - с применением лебедок, бревен, досок, ругательств и т.д. Обратный путь был полегче, но в темноте я свернул не туда. Ошибка была осознана сразу, но я ехал, чтобы остановиться там, где потом можно тронуться, а не по ступицы в грязи. Окончательно мы застряли на краю поля метрах в 100 от пропущенного поворота. Причем лес, за деревья которого можно было зацепить трос, был отделен от него широченной канавой и полосой кустов. Вырваться на дорогу удалось только к рассвету, и ввиду плохой погоды и отсутствия сил, лагерь разбивать не стал, а снял номер в гостинице в Сортавале.
день 4: Катались по полуостровам северного берега. Там, где есть подъезд к воде, наверняка раположен какой-нибудь карьер или переправа, а места, где этого нет, надо штурмовать по несколько часов. Зато на полуострове в районе Хелюля нашелся целый лабиринт относительно проходимых лесных дорожек и два заброшенных пионерлагеря, явивших собой брутальную картину коллапса бывших строений в лоно природы, как на иллюстрациях к пост-индустриальной фантастике. Начиная где-то с этого дня несколько килограмм грибов набиралось за 10 минут в любом выбранном наугад месте, а чаще всего их не надо было даже искать - детектировались прямо из окна машины.
день 5: Было принято решение проехать вдоль реки Уксунйоки и посмотреть на обозначенные на карте пороги. Пороги там действительно оказались, берег каменистый и очень крутой. А вот чего на карте не было - это нескольких мелких притоков, мосты через которые представляли собой хаотичное нагромождение бревен. Проехав километров 10 по "условно-дороге" проскочили какую-то развилку, но так как до намеченной точки разворота было еще далеко, не обратили на нее внимания. Между тем, дорога чувствовала себя все сквернее. Подъехав к очередной луже, я ужаснулся ее глубиной и топкостью дна и принял маразматическое решение - объехать ее по косогору, лавируя между деревьями. Кончилось это тем, что через полчаса машина стояла упершись передом в дерево, имея с каждого бока по сосне на расстоянии 10 см, и еще одну - в 10 см от заднего угла. Любая попытка выехать своим ходом по скользкому склону приводила к одновременному касанию как минимум двух больших деревьев (мелочь удалось убрать бензопилой). В конце концов аккуратно вытащили в несколько приемов за фаркоп ручной лебедкой (так как электрическая стационарно установлена спереди). Когда до предполагаемой развилки на более хорошую дорогу оставалось (по карте) пара километров, колея стала практически непроходимой. И тут глюк раскрылся - оказалось, что уже часа два, как GPS подвис и показывает одни и те же координаты, а развилку мы давно проскочили и теперь предстоит ехать километров шесть обратно по всем этим грязевым засадам и разрушенным мостам. Заночевали по полуострове Уксаланпя - длинный берег, отсутствие деревень, полянки у воды в 200 метрах от грунтовки. Ближе к полуночи начался ураган. Ветер со стороны озера болтал вековые сосны как белье на веревке, а молнии слились в непрерывное освещение.
день 6: Северо-восточный берег Ладоги оказался намного более доступным, кроме того, можно ехать по самому берегу (песок, редко камни). Между Видлицей и Ильинским - огромное количество потенциальных стоянок, в том числе среди песчаных дюн в сотне метров от берега. Вечером покинули Ладогу в направлении Сямозера, где есть известная стоянка, однако подъехав по лесной дороге к обозначенному на карте переезду через железку, увидели, что он перегорожен антиавтомобильной насыпью, срывать которую пришлось бы часа два. Объехал через Эссойлу и, предолев узкую болотистую полосу, заночевал на берегу почти рядом с дорогой. Как обнаружилось наутро, также рядом с гадюкой.
день 7: От Кондопоги вверх поехали не по трассе, использовав 100-километровую "федеральную грунтовку". В самом конце она свернула на 180 градусов, а прямо пошел очередной "пунктир", обозначенный не только на двухкилометровке, но и в атласе, как хорошее продолжение дороги. Как и следовало ожидать, через 10 км он уперся в обозначенный на карте, но непреодолимый на местности железнодорожный непереезд. Попытка объезда по повернувшей дороге привела меня к брошенному в лесу кладбищу и разлагающемуся полустанку, на котором никто теперь не останавливается. Так как возвращаться 100 км по лужам и стиральной доске уже не было сил, остановился на берегу Викшозера. Судя по степени подготовки лагерных стоянок, люди туда ездят. Но обычно на длительное время.
день 8: По трассе в Беломорск. Трасса М-18 пересекает много озер, и везде, где можно съехать или сойти к берегу, на сколько хватает глаз простирается огромная помойка. Т.е., по-видимому, каждый, кто останавливается передохнуть, считает своим долгом там насрать. Поиск гостиницы в Беломорске (опять же, решили что пора помыться горячей водой) около получночи - дело нетривиальное. Людей на улицах было много, преимущественно пьяные. На простые вопросы никто не мог дать четкий ответ. В основном это было что-то вроде "ну эта... как сказать... тут есть гостиница... в общем... эээ...я не знаю, как объяснить...". Причем так отвечали ВСЕ! А один вообще выдал: "ну...она где-то около ВТОРОГО... ну вы конечно понимаете, о чем я?". То ли город такой, то ли время неподходящее. А может там нет ограничения на покупку водки с раннего детства? Гостиницу нашли, оказалась почти европейского уровня, но страшно дорогая. В каждом пятом доме в окне на первом этаже - красный фонарик. Кто знает, что означает этот местный знак, отзовитесь. Неужто весь город - один огромный бордель?
день 9: Покатались по вполне красивому берегу Белого моря к северу от города, вернулись по трассе в Медвежьегорск и заночевали на берегу Повенецкой губы, попутно найдя в лесу место, где раньше было что-то вроде железнодорожного сортировочного узла. теперь там остались только шпалы от трех или четырех путей, местами напрочь заросшие кустарником, местами просто заваленные обломками. Но вовремя перестраиваясь с пути на путь, по ним можно ездить! Наутро домой в Москву через Волхов и М-10.
Маршрут: Москва - Тверь - Торжок - оз. Сиг* - Демянск - Старая Русса- Новгород - Любань - Мга* - Приозерск - Лахденпохья - Сортавала* - Питкяранта - р. Уксунйоки - п-ов Уксалонпя* - Олонец - Пряжа - оз. Сямозеро* - Кондопога - оз. Викшозеро* - Медвежьегорск - Сегежа - Беломорск* - Повенецкая губа* - Медвежьегорск - Олонец - Лодейное поле - Волхов - Чудово - Крестцы* - Тверь - Москва (* = ночь)