Автопутешествие Кольский-Хибины-Карелия,
информация для интересующихся.

Фотоотчет об этой поездке находится здесь

   Впечатления

Из 5500 километров на асфальт пришлось где-то 2500, а остальное - "российские направления" разной степени похожести на дороги (грунтовки, зимники, лесовозные колеи, русла рек, просеки). В Карелии нет ни асфальта, ни гаишников, ни номеров на половине машин. Зато попадаются лежащие в кюветах старые автомобили с сидящими рядом пьяными подростками. Когда одну такую компанию вытягивали ночью из придорожной ямы, в которую они свалились во время покатушек с девочками и музыкой, чуть не разорвали им машину пополам - сначала вырвали буксирную проушину, затем какую-то тягу из подвески, и только потом волоком выдернули на дорогу, то, что осталось (мятое, без бамперов и по стекла в грязи и ветках).

Вместо дорог там используются водоемы. Оборотная положительная сторона этого явления - то, что всегда можно легко найти место для ночлега на берегу озера, в том числе такое, куда можно пробраться на машине. В одну из таких ночевок мы выпили по пол-литра джина, после чего я пошел гулять по лесу с работающей бензопилой и петь гимн Советского Союза:) за несколько часов прогулки выяснилось, что я нахожусь на острове;))). Видимо, где-то проскочили протоку, а когда стемнело, я ее принял за реку.

Чем дальше на север, тем больший процент деревень - брошенные. В одной из них прямо-таки физически ощущулось, что место затягивает и не хочет выпускать. В тумане наскочили на яму с камнями, погнули порог. Пока выпрямлял, пошел дождь, я поранился соскочившим инструментом. Тем временем уже стемнело. Только поехали, как снова угодили в яму, тряхануло, с верхнего багажника слетела канистра и упала точно на зеркало заднего вида, разбив его. Пока я разбирался там, произошло короткое замыкание в лампе-переноске и она погасла. И так далее. В ту ночь встали на огромном валуне километрах в пяти от брошенной деревни. Так как был штиль, я посчитал, что вбивать в камень колышки излишне. Тем не менее, к утру разыгрался шторм и палатка стала ездить по поверхности валуна:)

Неожиданно после сотен километров грунтовок появилась асфальтовая дорога (Софпорог-Кестеньга), я на радостях разогнался до 80, и тут засада - натуральный трамплин на перевале. Летели где-то 15 метров, а при приземлении лопнули крепежные резинки на багажнике, и пала смертью храбрых вторая канистра. Мы ее искали не меньше получаса, а когда нашли, обнаружили сплющенный кусок металла, из которого сочился бензин.

Перебраться через Зашеек на границе Карелии и Мурманской области не удалось, поэтому часть маршрута (Мончегорск-Кола) проходила туда и обратно по одной и той же дороге. В первом приближении, это единственная большая дорога на Кольском - трасса Санкт-Петербург-Мурманск. Еще попадаются дороги в приграничной зоне, но туда проехать не удалось - на всех направлениях стоят блок-посты, а на единственном, где его не было (поселок Териберка на северном берегу Кольского), обнаружился полузаброшенный город с кладбищем утопленных в Баренцевом море лодок и парой зековатого вида мужичков, которые в ответ на вопрос, как проехать на мыс Олений, сделали выражение лиц, явно говорившее о том, что по своей воле туда никто не ездит. Сказали только, что проезд в принципе есть, но меня там, скорее всего, застрелят.

На пути обратно решил проехать через Хибины, тем более в атласе обозначена "федеральная дорога с покрытием" длиной 70 км между хибинами и Ловозерским горным массивом. Чтобы найти эту дорогу ушло часа три, притом, что у меня есть GPS и карты-двухкилометровки всей местности. В процессе поиска я как-то оказался на территории Хвостового Хозяйства. Что это такое, остается неясным:), но оно со всех сторон окружено рвами и заборами. Чтобы выбраться обратно не стал искать путь, по которому въехал, а, поработав десяток минут лопатой, взял комбинацию "ров-вал" на абордаж. В какой-то момент машина встала почти вертикально на кенгурятник и собралась сделать кувырок вперед. Аккуратненько вылез, положил побольше камней под передние колеса, влез и со скоростью 1 метр в минуту поехал;), выехать удалось. Сама федеральная дорога оказалась пособием для изучения всех мыслимых видов бездорожья: шпалы без рельсов, хаотично наваленные бревна, валуны размером от сантиметра до метра, полуметровый слой глины, утопленные в болото высоковольтные столбы, огромные лужи с непрозрачной водой и пересекающие дорогу горные речки через каждый километр. Причем сначала эти виды засад шли по отдельности, а начиная где-то с середины - во всех возможных комбинациях, например лужа с полуметровым слоем глины на дне, в котором утоплены бревна и валуны. Видимо, дорога не используется лет тридцать, но с обоих ее концов люди заезжают на десяток километров в лес за грибами и ягодами. Количество грибов такое, что я набирал корзину на ужин за десять минут в любом наугад выбранном месте леса. В самом конце мы выбрались на лесовозную колею, ведущую в рабочий поселок, и уже на ней застряли намертво. И, о чудо - через 10 минут мимо проехал Краз с московскими номерами. Когда подцепили к нему трос-десятку и он стал медленно тащить, момент обрыва троса он даже не почувствовал, а моя машина не сдвинулась ни на сантиметр. В конце концов вытащили на лебедке альпинистской веревкой. На преодоление 70 км ушел день от рассвета и почти до заката (т.е. с учетом полярного дня - 21 час), и в конце я сдался перед идеей путешествия дикарем и вместо постановки палатки, распилки деревьев на костер, приготовления еды и т.д., снял на одну ночь номер в гостинице в индустриально-угрюмом городе Апатиты.

За три недели ночевал в гостинице 4 раза - в Ярославле (задержка на день из-за глюков в системе управления мотором), Мурманске, Апатитах и в мотеле у дороги в 500 км от Москвы на обратном пути (задержка из-за трехчасового приспосабливания жигулевского подшипника взамен полетевшего натяжителя ремня). Этот мотель "Любава" являл собой ожившую картину Йерки - такой разрухи, грязи и запустения мне не попадалось очень давно. В дУше (один на всю гостиницу, общий) по заплесневелым стенам ползали пауки с клопами, из крана текла вязкая холодная жижа ржавого цвета, в номерах - только две железные кровати и разбитые окна (даже занавесок не было), сортир такой, как будто им пользовалась рота неандертальцев. Причем наутро выяснилось, что в полукилометре оттуда был нормальный мотель, но мы его ночью не нашли.

   Маршрут

Москва - Ярославль - Вологда - Кириллов - Липин Бор - Девятины - Вытегра - Вознесенье - Петрозаводск - Суоярви - Поросозеро - Гимолы - Суккозеро - Пенинга - Волома - Муезерский - Ледмозеро - Костомукша - Войница - Калевала - Софпорог - Кестеньга - (проезд через Зашеек в Зареченск не нашли) - Лоухи (радиальная: Чупа, Малиновая Варакка) - Кандалакша - Мончегорск - Мурманск (радиальные поездки: Титовка, Териберка) - Кола - Мончегорск - Ревда - Октябрьский - Апатиты - Кандалакша - Лоухи - Кемь - Беломорск - Медвежьегорск - Петрозаводск - Лодейное поле - Волхов - Новгород - Тверь - Москва

Маршрут 2007

Оформление пропуска в погранзону (напр., п-ов Рыбачий) делается здесь: Мурманск, Северный проезд, 5, тел. (8152) 487-580, 487-626 (процесс занимает около недели)


   Оборудование

   Подробный список использованного туристского оборудования ("что брать с собой") можно посмотреть здесь.


PlacesПрочее: путешествия JourneysФотография: поездки NatureФотография: природа

 Домой