На этой странице - примеры распространенных ошибок начинающих фотографов, краткие рекомендации по исправлению и несколько приемов подачи материала. Не забывайте, что осознав эти простые правила, можно начинать их нарушать, но только тогда, когда четко понимаете зачем.
Некоторые ляпы поддаются коррекции при минимальной обработке в Photoshop, особенно при наличии исходника в RAW - они обозначены символом около стрелки, соединяющей исходное и конечное изображение. Некоторые другие ляпы ИНОГДА поддается коррекции при обработке, но уже не при минимальной - они обозначены двумя символами . Стрелка без символов означает, что исправить ошибочный кадр пост-обработкой практически невозможно.
подача материала: низкий ключ (слева) и высокий ключ (справа) |
||
подача материала: эффектные фильтры (на примере Star-8) установить перед объективом необходимый фильтр |
||
подача материала: "мраморная кожа" в ЧБ увеличить долю красного канала при конвертации из цветной в ЧБ |
||
подача материала: "романтический ореол" сделать наложение размытой копии слоя в режиме overlay |
||
перспективные искажения лица увеличить фокусное расстояние, отойти от объекта (оптимальное ЭФР ~85мм) |
||
перспективное искажение размера объекта поднять (уменьшение) или опустить(увеличение) камеру относительно объекта; детей снимать с уровня их глаз |
||
красные глаза (съемка со вспышкой) использовать предвспышку или отдалить вспышку от камеры |
||
хроматический шум уменьшить чувствительность фотоматериала (ISO) |
||
хроматическая аберрация по краям кадра устранить при конверации RAW или использовать другой объектив |
||
баланс белого не соответствует сюжету установить баланс белого при съемке или при конвертации RAW |
||
невнятные облака использовать поляризационный фильтр |
||
не показан объем объекта развернуть объект или отойти вбок |
||
плоский объект использовать боковой свет |
||
видны дефекты кожи использовать "мягкие" фильтры или устранить точечные дефекты при обработке |
||
паразитное отражение в стекле изменить угол освещения или использовать поляризационный фильтр (пригодно также и для воды) |
||
тень от инородного объекта убрать инородное тело (пальцы перед вспышкой, провода перед софитом и т.д.) |
||
инородный объект на переднем плане убрать инородное тело (пальцы, фильтродержатель и т.д.) |
||
тень от фотографа (солнце) изменить направление съемки |
||
виньетирование убрать бленду, фильтродержатель; если не помогает - использовать другой объектив |
||
избыточная насыщенность уменьшить насыщенность в настройках камеры или при обработке, проверить настройки цветовых профилей |
||
недостаточное разрешение правильно настроить камеру и конвертацию RAW, не использовать цифровой зум |
||
артефакты HDR не увлекаться HDR чрезмерно |
||
недостаточный динамический диапазон использовать другую камеру (или правильно настроить сканер) |
||
паразитные блики использовать бленду, закрывать боковые источники света, источник света в кадре располагать ближе к центру |
||
объект не в фокусе (пейзаж) выбрать точку фокусировки не по центру кадра или использовать захват фокуса |
||
объект не в фокусе (портрет) фокусировать по глазам вручную или с захватом фокуса |
||
часть объекта нерезкая (слишком маленькая ГРИП) закрыть диафрагму или отойти от объекта |
||
фон не размыт (слишком большая ГРИП) открыть диафрагму или подойти к объекту или разместить объект дальше от фона |
||
нет переднего плана (пейзаж) включить в кадр объект переднего плана |
||
нет перехода переднего плана в задний (пейзаж) включить в кадр объект, соединяющий планы (дорогу, забор, реку и т.д.) |
||
кадр с тремя планами: ближний, средний, дальний: |
||
кадры с двумя планами: без переднего плана, без заднего плана, без среднего плана (слева направо): |
||
соединение планов - геометрическое (слева) или тональное (справа): |
||
пересвеченное небо использовать серый градиентный фильтр |
||
объект на темном фоне переэкспонирован использовать отрицательную коррекцию или точечный замер экспозиции |
||
объект на светлом фоне недоэкспонирован использовать положительную коррекцию или точечный замер экспозиции |
||
плоское лицо (съемка со вспышкой) ограничить или выключить фронтальную вспышку, направить вспышку в потолок, использовать боковой свет |
||
задний план недоэкспонирован (ночная съемка со вспышкой) увеличить выдержку, установить камеру на штатив |
||
передний план недоэкспонирован (ночная съемка со вспышкой) открыть диафрагму или использовать более мощную вспышку или увеличить чувствительность фотоматериала (ISO) |
||
объект в контрсвете недоэкспонирован использовать заполняющий свет (например, вспышку) |
||
объект сливается с фоном подсветить фон или объект, уменьшить контраст с лицом |
||
слишком светлый объект на темном фоне подсветить фон или использовать светлый фон или отрицательную коррекцию |
||
слишком темный объект на светлом фоне использовать темный фон или положительную коррекцию, при этом следить за контрастом фона с лицом |
||
невнятная вода снять воду в контрсвете |
||
горизонт наклонен повернуть камеру (исключение - динамичные кадры с движением) |
||
вертикальные линии сходятся держать камеру (оптическую ось) горизонтально или применить трапециевидную коррекцию при обработке |
||
тень от носа повернуть объект так чтобы тень либо исчезла, либо вся щека оказалась в тени, использовать отражатель (лист бумаги) или заполняющую вспышку |
||
граница кадра режет линию взгляда или движения перекомпоновать кадр (оставить для взгляда не меньше половины кадра) |
||
несбалансированная композиция перекомпоновать кадр (разгрузить верх) |
||
обрезана часть объекта перекомпоновать кадр, конечности людям не отрезать |
||
много лишнего фона кадрировать, зумировать (исключение - показ пустого пространства для передачи затерянности, огромности пейзажа, одиночества и т.д.) |
||
линия делит кадр пополам перекомпоновать кадр по правилу третей или золотого сечения. относится как к горизонтальным, так и к вертикальным линиям |
||
пустая область на кадре откадрировать небо (стену и т.д.) |
||
потерян масштаб объекта (пейзаж) включить в кадр объекты известного размера (людей, деревья, палатки и т.д.) |
||
мусор в кадре убрать лишние объекты, подождать пока пройдут люди на среднем плане |
||
фоновый объект в районе головы перекомпоновать кадр, чтобы из головы и ушей ничего не торчало (чаще всего - дерево, провода, мебель) |
||
кадр ничего не выражает, атмосферы не создает, зачем сделан - непонятно не плодить фотофуфло, думать перед нажатием на кнопку о том, что будет выражать кадр.и не забывать, что произведение количества кадров на их качество - величина постоянная |
||
глаза закрыты разбудить модель, переснять кадр. на групповых снимках делать по 2-3 копии |
||
объект выглядит меньше, чем в реальности снимать с нижнего ракурса, уменьшить фокусное расстояние, либо включить в кадр объект для сравнения |
||
неровный абрис устранить неровности, разгладить одежду по краю, зафиксировать ее булавками с задней стороны |
||
глаза не блестят использовать слабый фронтальный свет или пририсовать блики при обработке |
||
шевеленка уменьшить выдержку или использовать штатив |
||
объект смазан (движение) уменьшить выдержку или попросить модель не дергаться |
||
фон заморожен (движение) использовать горизонтальную проводку камеры для размытия фона, вертикальные колебания камеры исключить штативом или моноподом |
||
объект заморожен (движение) увеличить выдержку (в зависимости от художественного замысла; для воды - ~1/30) |
||
следы перед объектом (движение, съемка со вспышкой) синхронизировать вспышку по второй шторке затвора |
Картинки-примеры, обозначенные в углу знаком (c), взяты из Интернет (Google image search). Остальные - из моих архивов, либо снятые специально для этой страницы.
Последнее обновление: 2013 февраль 17 Домой